В театре «ФЭСТ» представили спектакль о литовской девочке, прошедшей через гетто Вильнюса и два концлагеря

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

В прошлом году Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» провел режиссерскую лабораторию «За Победу!». Благодаря конкурсу к этому 9 Мая в театре появилось два спектакля, посвященных Великой Отечественной войне. Один из них – трагедия «Я должна рассказать» о литовской девочке, прошедшей через гетто Вильнюса и два концлагеря. Всего двое актеров, минимум декораций и спрятанные за мощными символами кровь и жуткие события. Наш корреспондент побывал на генеральном прогоне.

ХОЗЯИН ПРОСТРАНСТВА

– Сегодня месяц с начала войны и мой день рождения, – рассказывает героиня Маша. – Мне четырнадцать лет. По случаю дня рождения мама предложила надеть голубое шелковое платье.

В этом нежном платье героиня останется на протяжении всего спектакля. Оно – символ перехода в новую жизнь, которая превратится в ад. Режиссер Владимир Киммельман поставил спектакль по одноименной документальной повести Маши Рольникайте – здесь в подробностях описаны ужасы нацистских лагерей, которые довелось пройти подростку. Режиссер не показывает кровь и сцены насилия, он использует символы. Вот Маша рассказывает, что ей приходится носить камни, раздевать трупы и вырывать у них золотые зубы. За любой промах конвоир может ударить. Мы не видим, как это происходит, но видим, что с каждым звуком удара хлыста Маша рисует красной помадой полоски на своем теле.

Вместе с ней на сцене находится Человек.

– Мы долго думали, кто мой герой, – рассказывает Никита Лужин. – Можно просто сказать – фашист. Но это банально. Были мысли про образ страха, но по сути – это человек на театре, почти монтировщик и при этом хозяин пространства!

УНТЕРМЕНШ

Трупы людей на сцене заменяют большие белые тканевые куклы.

– Я думал, как показать трупы уничтоженных евреев. Для фашистов это были не люди, а куклы – их можно распороть, кинуть, пройтись по ним, – рассказывает Владимир Киммельман. – Есть такой термин «унтерменш» (недочеловек). Даже в распределении ролей: он – Человек, она – просто Маша – унтерменш.

Главную роль играет актриса Елизавета Пясковская. Девушка отмечает: она не пытается «прожить» эту историю на сцене, она пересказывает ее зрителю.

– Я пытаюсь сделать так, чтобы люди прочувствовали те же эмоции, что и я по отношению к каждому фрагменту в спектакле.

На протяжении всего действа она держит на себе внимание зрителя.

– Я всегда этого очень боялась, – признается Пясковская. – Это большая ответственность, было страшно!

Но режиссер работой актрисы доволен.

– Лиза – сильная молодая актриса, у нее нужная фактура для этой роли! Сразу скажу, я не ошибся, – говорит Киммельман. – Это счастье, что Лиза и Никита играют в спектакле. Во-первых, они оба замечательные артисты. Во-вторых, мы сразу нашли общий язык. Мы просто вместе сочиняли историю и дополняли друг друга!

Владимир хочет, чтобы спектакль обязательно посмотрела молодежь.

– Однажды два подростка при мне поздоровались так: «Зиг хайль». Для них это юмор, для меня – нет. Это страшно. Я хочу, чтобы молодежь пришла и посмотрела. Да, это капля в море. Но тот, кто увидит спектакль, поймет, что такого не должно было произойти и такое не должно больше повториться!