Время и стекло: на клинской фабрике вручную производят восемь миллионов елочных игрушек в год

Культура и спорт
Денис Трудников/Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]

В этом году клинскому стеклодувному промыслу исполнилось 130 лет. Свою историю он ведет с выпуска женских украшений – стеклянных бус, серег, кокошников. Носить такую красоту в какой-то момент стало непрактично и небезопасно, и промысел переквалифицировался исключительно на изготовление елочных игрушек. Сейчас фабрика «Елочка» – это единственное в стране место, где елочные украшения вручную выдувают из стекла и расписывают. «Подмосковье сегодня» ведет репортаж из цехов, где ежедневно куют новогоднее настроение.

ЗЕМЛЯ СТЕКЛОДУВОВ

– Клинский район – это место традиционного бытования стеклодувного промысла, – начинает экскурсию коммерческий директор фабрики Яна Шачикова, пока мы идем к цехам по длинным коридорам. – Этому ремеслу присвоили титул народного художественного промысла России.

В настоящий момент «Елочка» – это два производства в городке Высоковск и деревне Корост. Оба населенных пункта находятся в городском округе Клин. Всего на предприятии работает 250 человек. Частенько основное производство в Высоковске путают с музеем елочной игрушки в Клину, но последний открылся только десять лет назад и носит название «Клинское подворье». Фабрика в Высоковске – это длинное красное кирпичное здание с пятью цехами, небольшим музеем, магазином и административными помещениями внутри.

ПЕРВЫЙ ЦЕХ. ВОКРУГ ШУМ

Наш проводник толкает металлическую дверь, и мы сразу оказываемся в главном помещении всего завода – стеклодувном цехе. Первое впечатление не визуальное, а звуковое: в помещении стоит дикий гул от вытяжки, из-за него приходится общаться «на повышенных тонах». Перед нами с десяток рядов со столами, за которыми работают тридцать стеклодувов. Второй сюрприз – коллектив здесь на сто процентов женский. Раньше были на производстве и мужчины-стеклодувы, но сейчас в «Елочке» их единицы, и работают они больше на организационных должностях.

На каждом рабочем месте минимум вещей: стул, стол, газовая горелка, из которой рвется пламя температурой от 800 до 1300 градусов, металлическая форма, россыпь стеклянных трубок. Почти все мастера сидят в наушниках: большие подавляют шум вытяжки, маленькие – с музыкой. Дресс-кода в цеху нет: многие работают в футболках без какой-либо специальной униформы и без перчаток. На вопрос про производственные травмы Яна отвечает, что движения у специалистов настолько выверены, что за всю историю серьезных инцидентов не случалось. Профессиональные недуги стеклодувов больше связаны с легкими и бронхами. Поскольку производство вредное, то и на пенсию они уходят раньше.

Ближайший к нам мастер берет за два конца стеклотрубку и начинает нагревать ее посередине над пламенем горелки. В нужный момент девушка сгибает и вытягивает расплавленную часть трубки, пока она не станет похожей на звезду. Спустя минуту работница закладывает изделие в металлическую форму и дует в торчащую из нее трубку. У каждого работника в этом цехе есть определенное техническое задание. Например, если стеклодув должен изготовить 500 звезд, то он не перейдет на следующее изделие, пока не закончит с этим. Бывает, человек сидит два-три дня, а то и неделю с одними только звездочками.

В другом конце зала обращаем внимание на мастера высшей категории. Женщина делает из трубок наконечники для елок, вообще не используя форм. Этот мастер работает с совершенно другим сортом стекла, которое отличается от других тугоплавкостью. За счет поочередного нагревания, сужения и растягивания трубки у стеклодува получаются конусы с идеально равными по размерам выпуклостями (ступенями). С конусами мороки гораздо больше – минут 20 на изделие точно уходит. Законченные наконечники лежат на столе рядом. Расхождения в их длине и толщине не больше двух миллиметров. Сложно поверить, что человек может обладать настолько идеальным глазомером. При несоблюдении размеров или стандартов ровности осей наконечник отправляется в брак. Переплавлять такое изделие нельзя.

ВТОРОЙ ЦЕХ. МЕТАЛЛ. ВАКУУМ. ОБЛАКО

После выдувания стеклянные изделия отправляются в соседнее помещение на металлизацию. Здесь бодро суетится всего один специалист – Юлия Чижова. За усы она подвешивает поступившие «полуфабрикаты» на специальные металлические рамки – кассеты и вставляет эти конструкции в массивную вакуумную установку. Предварительно на вольфрамовые проволоки в кассетах Юлия накручивает обыкновенную фольгу. После закрытия из камеры откачивают воздух, а на проволоки подают напряжение. Из-за этого фольга превращается в серебряное облако и оседает на игрушках, которые становятся «металлизированными». Юлия Чижова делится, что самое сложное в ее работе – делать все быстро. По большому счету пять вакуумных установок – это единственные специализированные аппараты на всем производстве, все остальное люди делают вручную.

ТРЕТИЙ ЦЕХ. ОКУНУЛСЯ – И В ПЕСОК

Это самое маленькое помещение всего производства. Здесь специалисты берут изделия за ус, окунают их в нужную краску или лак, после чего втыкают усом в песок. В вертикальном положении игрушка окрашивается равномерно и без подтеков. Сохнет краска минут 15–20. В этом цеху обращают на себя внимание непрозрачные и прозрачные игрушки. Разница лишь в том, что первые прошли металлизацию, а вторые – нет. Непрозрачных изделий на порядок больше, но и у прозрачных есть свои поклонники. К примеру, сейчас у покупателей популярна ледяная полупрозрачная избушка с фиолетовым оттенком стекла.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЦЕХ. РАЗРИСОВКА

Окрашенные игрушки отправляются в следующий цех на разрисовку. Именно в этой комнате на изделиях появятся орнаменты, лица и всевозможные блестящие присыпки.

– Мне интересно расписывать разные игрушки, сложно что-то выделить, – рассказывает разрисовщик Евгения Калашникова, – сложностей больше всего с мелкими деталями – глазами, ртами, носами. Есть игрушки попроще, но их и красить нужно быстрее. Вот таких шишек, например, в день нужно разукрасить тысячу.

Вместе с Евгенией в комнате одновременно трудятся около 30 разрисовщиков. На столах у многих творческий беспорядок: краски, кисти, палитры, присыпки разной фактуры и цвета. Профессионализм некоторых художников настолько высок, что они умудряются рисовать и одновременно смотреть кино на смартфонах.

Кстати, решение о том, как разукрашивать игрушки, принимает отдел главного технолога, поэтому никакой самодеятельностью художники не злоупотребляют. «Елочка» поддерживает статус народного промысла, а потому работает в строгих традициях. Разрисовщик не может изобразить на шаре крокодила Гену или Тома и Джерри – такое изделие не примет художественный совет. Разумеется, на Санта Клауса здесь также распространяется запрет – только Дед Мороз, только персонажи народных сказок, только традиционный хардкор. Правда, это не запрещает «Елочке» выпускать игрушки для корпоративных клиентов, например шары с логотипами крупного мобильного оператора, группы «Мумий Тролль» и даже политических партий.

ПЯТЫЙ ЦЕХ. ЗАВЕРНИТЕ

Последняя комната перед попаданием игрушек на склад – это упаковочный цех. Именно здесь изделия лишаются стеклянных усов, за которые их держали на протяжении всего процесса производства. На места отрезания усов надевают колпачки или прищепки. После этого сотрудники с миллисекундной быстротой помещают каждую игрушку в картонную коробочку – именно в таком виде вы и увидите их на прилавках магазинов.

РЕЖИМ РАБОТЫ

Ни одно учебное заведение не готовит стеклодувов. Научиться этому ремеслу можно только на самой фабрике. У кого-то это занимает два месяца, а кто-то мучается полгода и бросает дело. Стекло нужно почувствовать, понять, в какой момент оно растопилось, чтобы начать сгибать трубку, закладывать в форму и дуть. При устройстве в «Елочку» новичку дают опытного наставника. Часто на производстве трудятся династиями: даже сейчас в цеху много родственников.

Высоковск – небольшой город с населением 10 тыс. жителей, и работают на заводе исключительно местные жители. Зарплаты зависят от категории мастерства, сложности и количества выпускаемых игрушек. Яна Шачикова рассказывает, что для провинциального города зарплаты в «Елочке» достойные, так что сотрудникам не нужно ездить в столицу на заработки. Работает большинство мастеров рядом с домом, начинают в полвосьмого и заканчивают в полпятого. Отдохнуть с коллегами за чаем можно и в рабочее время, главное, выполнять дневную норму.

Логично предположить, что «Елочка» работает в ноябре-декабре: кому нужны елочные игрушки в марте? И здесь обыватель удивится: предприятие работает круглый год с небольшой паузой в июле, иначе наработать необходимый объем игрушек невозможно. В июльский отпуск работники уходят синхронно. Предприятие не может отпустить половину стеклодувов, а через две недели – половину разрисовщиков. Как правило, в это время в «Елочке» делают ремонт.

МОДНЫЙ ПРИГОВОР

Народный статус также не мешает представителям «Елочки» каждый февраль ездить на международную выставку игрушек во Франкфурте-на-Майне. Полностью копировать идеи коллег клинчане не могут, но следить за тенденциями для них полезно. Немцы являются законодателями индустрии елочных игрушек, а потому от них лучше всего узнавать о новинках материалов, лаков и присыпок для фабрики.

Мода в индустрии елочных украшений – отдельная тема. О ней мы начинаем беседовать, когда заходим в небольшой музей на территории предприятия, – так нагляднее. Мода на елочные игрушки циклична, как и мода на одежду. Например, в 1930 году выпускали популярный елочный набор «Чаепитие» – самовары, чашечки, тарелочки. В 2018 году после долгого перерыва вышел практически такой же с некоторыми изменениями в форме игрушек и разрисовке. Бывают формы, которым 90 лет, и они внезапно становятся трендом. В последние годы популярна тема спорта. С этим все понятно: страна приняла Олимпиаду и чемпионат мира по футболу. Никогда не выходит из моды космическая тема. Однако неизменно самыми ходовыми являются игрушки со знаками восточного календаря, и заготавливают их специально к каждому году. 2019 – это год Свиньи, поэтому шансы найти на предприятии партию игрушек с драконом равны к нулю.

ИГРУШЕЧНОЕ ЦАРСТВО

Наконечники для елок, фигурки, шары, подвески, гирлянды – завод ежегодно выпускает 600 наименований продукции, в сумме – более 3,5 млн изделий в год. Причем изделием называют как единичные фигурки, так и целые наборы, например сундук из 86 игрушек. Если же считать поштучно, то клинский промысел ежегодно поставляет на рынок более восьми миллионов стеклянных игрушек ручной работы. Коллекция каждый год обновляется на 20–30%, постоянно меняются лаки, краски, формы. Периодически мастера реанимируют старые формы, которым несколько десятков лет: слегка меняют их и выпускают игрушки в ретро-стиле.

– Нет ни одного месяца, когда у нас нет продаж, – говорит Яна Шачикова, – даже в январе, феврале и марте поставляем игрушки. Фирмы заработали деньги от продаж прошлого года и хотят купить у нас еще игрушек по старым ценам. Ежегодно и стекло, и лаки, и упаковка растут в цене. Раз в год и мы пересматриваем цены. Поэтому заказчики хотят купить у нас подешевле.

Дальние регионы вроде Сахалина и Владивостока стремятся получить свою продукцию в августе, поэтому закупаться они начинают еще в мае: игрушки ведь надо распаковать, промаркировать, выложить на витрины.

«Елочка» напрямую экспортирует свои изделия в Кыргызстан, Молдову и Казахстан. Остальные игрушки уходят за границу через российских посредников. Благодаря им клинские шедевры можно увидеть в Америке, Новой Зеландии, Израиле, Германии и даже ЮАР. Клинская фабрика нарядила новогодние елки французского и кипрского и многих других посольств. К тому же предприятие поставляет игрушки для президентской и губернаторской елок.

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ

Практически в каждом структурном подразделении предприятия перед Новым годом наряжают отдельную елку.

– Вообще у нас круглый год Новый год. Мы смотрим на всю эту красоту постоянно, но она не приедается, – смеется Яна Шачикова. – Это и помогает сохранять качество десятилетиями. Впрочем, игрушки меняются. В этом году «Елочка» на 30% поменяла ассортимент по сравнению с прошлым – универсальный рецепт сохранения новогоднего настроения на 365 дней раскрыт.

Популярность клинской фабрики объясняется еще и ее ценовой политикой. В «Елочке» во главе всего принцип, чтобы каждая российская семья могла купить хотя бы одну-две игрушки к каждому Новому году. В магазине при фабрике цена на игрушки начинается от 50 руб. (в других магазинах в разы дороже), но сразу предупреждаем: остановиться на покупке одной-двух будет невероятно сложно. Многие покупатели берут сразу наборы за полторы тысячи рублей, а кто-то и вовсе сундуки за десять тысяч. В небольшом помещении магазина ощущаешь себя не рядовым покупателем, а скупщиком произведений искусства. И это неудивительно: в мире, который завоевали пластиковые китайские игрушки, фабрика «Елочка» – это один из последних оплотов стеклянного изящества и тонкой работы с миниатюрными деталями.

СОВЕТЫ ПО ХРАНЕНИЮ

Если у вас есть стеклянные игрушки, лучше упаковать их в одну коробку. Каждое изделие нежелательно хранить в отдельной коробке, поскольку из-за этого с него может стряхиваться обсыпка. Также нельзя допускать серьезных перепадов температур – холодный гараж не самое лучшее место для елочных игрушек. Наконец, храните игрушки вдали от прямых солнечных лучей, чтобы они не выцветали.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Стеклянные елочные игрушки в последнее время стали популярны у коллекционеров. Ретро-игрушки сейчас в цене, их даже продают на аукционах. Поэтому, если вы решили выбросить на помойку «старье», сперва хорошенько подумайте – вдруг у вас завалялся бесценный раритет.