Земфира для ВНЕклассного чтения: Подмосковный учитель знакомит школьников с современной поэзией

Культура и спорт
Сергей Шахиджанян/ТАСС

Фото: [Сергей Шахиджанян/ТАСС]

Земфира недавно презентовала свой новый альбом «Бордерлайн». Музыкальные критики уже разобрали его по косточкам: одни назвали тексты гениальными и подходящими для изучения в школе, другие нашли музыку примитивной и устаревшей. Между тем учитель русского языка и литературы из Раменского, член клуба «Педагог года Подмосковья» Татьяна Горнякова провела свой подробный анализ альбома артистки. Для талантливой преподавательницы внедрение современной поэзии в учебный процесс – не в новинку. Рассказываем, почему песни Земфиры – не для школьников.

ПЕВИЦА УЖЕ НЕ ТА

Пожалуй, невозможно придумать лучшего способа обеспечить ажиотаж вокруг нового альбома, кроме как «замолчать» перед ним на восемь лет, как это сделала Земфира. Но певица, остро чувствуя конъюнктуру, выжидала не просто так и презентовала свой альбом, когда ждать уже не было сил.

– Нам всем очень хочется быть современниками большого поэта, которого можно поставить в один ряд если уж не с Пушкиным и Лермонтовым, то хотя бы с Евтушенко и Бродским, – считает Горнякова. – На мой взгляд, это не про Земфиру.

Учительница считает, что «Бордерлайн» меньше всего стоит оценивать с точки зрения поэзии. Причина – упрощение рифм, образов, тяготеющих к примитивизму. При этом, по мнению педагога, не стоит принимать тексты Земфиры за аллюзию к примитивистской поэзии Алексея Крученых или Велимира Хлебникова.

– Это уровень куплетов «Ласкового мая» («жить – пить – курить», «колец – конец»). Разве что это можно воспринять как своего рода игру со слушателем, который может подпевать, не зная слов, угадывая рифмованные окончания строк, – объясняет Татьяна Алексеевна.

ИГРА «В ХАЙП»

Горнякова обратила внимание, что Земфира буквально в каждой песне хочет «вписаться в современную жизнь».

– Этого у нее раньше практически не было, – говорит Татьяна. – Она потому и была так любима, что всегда либо шла против толпы, либо стояла над ней. Теперь же это и сверхактуальные темы (трек «Абьюз»), и отсылки к популярным играм (песня «Остин»), и совсем неожиданная нецензурная лексика.

Горнякова даже предположила, что цитированием Виктора Цоя («дом стоит, свет горит») Земфира также решила «поймать хайп», ведь на носу анонсированные и в связи с этим обсуждаемые концерты группы «Кино».

– Мне всегда казалось, что Земфира – больше музыкант, инструменталист, нежели поэт, – говорит учитель. – Но если Земфира прежняя – это пусть не совсем про поэзию, но про искренние эмоции и чувства, то Земфира новая – это в первую очередь так называемая актуалочка, нечто старательно скомпонованное, составленное в рамках трендов.

ВОН ИЗ КЛАССА

Педагог всячески ратует за присутствие современной литературы в школьной программе и даже периодически в качестве иллюстративного материала использует тексты (в том числе и тексты песен), которых не найти в учебнике.

Например, «Песню об обиженном времени» Высоцкого, по словам Горняковой, хорошо брать при изучении темы «Грамматическая основа предложения». А на текстах «Би-2» («Падает снег» или «Достучаться до небес») хорошо изучать пунктуацию при деепричастных оборотах.

– Особенно радует, когда получается «попасть» в музыкальные предпочтения учеников, это отлично способствует повышению мотивации к обу­чению, – считает педагог. – Разумеется, стоит помнить о том, что любой используемый материал должен нести культурную ценность, а не просто отвечать запросам молодежи, поэтому, к сожалению, тексты песен из нового альбома Земфиры на моих уроках вряд ли прозвучат.

Олег РОЖНОВ, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма: – Связывать преподаваемые знания с современной тематикой, материалами, интересными молодому поколению, – эффективно. Отрадно, что в Подмосковье есть учителя, которые вносят разнообразие в образовательный процесс, делают его интересным для школьников. Именно такие педагоги, которые не стоят на месте, а постоянно пробуют новые формы, вносят большой вклад в развитие наших детей.