Корреспондент «Подмосковье сегодня» узнал, как птицы следят за безопасностью авиации
Фото: [Павел Попов / Подмосковье сегодня]
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно 5000 случаев столкновения воздушных судов с птицами. В России, по данным Отраслевой группы авиационной орнитологии, самолеты сталкиваются с птицами 50 - 70 раз в год. Чтобы предотвратить такие ЧП, за перемещением птиц на территории аэродромов и в радиусе 15 километров постоянно следят, а тех, кто оказался в ненужном месте в ненужное время, отпугивают. Для этого в аэропортах существуют орнитологические службы. Корреспондент «Подмосковье сегодня» отправилась в гости к одной из первых в России служб такого профиля, которая около 20 лет работает в аэропорту «Домодедово».
ЗВУК, ВСПЫШКА, ХИЩНИК
- Для отпугивания птиц применяют комплекс технических мер, - рассказывает специалист по орнитологическому обеспечению безопасности полетов аэропорта «Домодедово» Ника Рыжова-Аленичева. - Отгоняют звуком: пропановые пушки имитируют ружейные выстрелы, затем включают записи тревожных криков птиц - так появляется ассоциация, что выстрелом кого-то подбили. Птицы, которые живут и гнездятся на территории аэропорта, знают эти звуки, поэтому техника действует в основном для перелетных птиц - чтобы они не садились на контур взлетной полосы.
Есть и другие средства – например, для ворон предусмотрены специальные ловушки с живыми воронами и кормом – это приманивает других птиц. Лишних впоследствии забирают, увозят и выпускают – таким образом, за сезон через такие ловушки могут проходить по несколько десятков ворон.
- Помимо этого, мы используем различные мобильные средства - например, пиротехнику, - продолжает Ника. - Стреляем из ракетницы – в птиц, конечно, не попадет, но звук и вспышка хорошо распугают.
Опаснее всего для самолетов крупные птицы весом от 500 граммов - гуси, журавли, цапли, аисты, утки, серебристые чайки. Средними считаются птицы массой от 150 до 500 граммов - голуби, грачи, куропатки. Скворцы, дрозды, жаворонки – мелкие птицы, но опасны, потому что образуют многочисленные стаи.
Сейчас у орнитологической службы один из самых сложных сезонов – птицы летят на юг. Проблем добавляет и открытый сезон охоты.
- За забором сразу начинаются охотничьи угодья, - отмечает Ника. - Птица, напуганная охотниками, летит сюда: осенью они собираются в стаи штук по 10 - 20, низко перелетают через полосу и здесь уже не боятся ни звуков, ни выстрелов. Поэтому мы выпускаем хищных птиц. Обычным птицам к ним нельзя привыкнуть: тебя хотят съесть, поэтому рано или поздно пойдешь искать более безопасное место.
Птицы могут оказаться в опасной близости от аэропорта и по другим причинам: от рассыпанного во время уборки урожая зерна на соседнем поле до мусорной свалки. Но специалисты следят за этими факторами – свалку возле деревни Жирошкино ликвидировали по рекомендациям орнитологов.
УМНЫЙ ПОЛ
Хищных птиц в «Домодедово» начали привлекать к работе первыми в стране – с 2002 года. Сегодня у орнитологической службы аэропорта пять ястребов-тетеревятников. Работают два. Три - в резерве. На случай, если с одной из птиц что-то случится: улетела, погибла, получила травму из-за проводов или колючей проволоки. Все птицы – самки: Ника поясняет, что так получилось случайно, хотя у каждого пола есть особенности - самцы работают быстрее и лучше ловят, самки умнее, стараются тратить меньше энергии и удобнее по характеру.
Ника и ее сменщик работают каждый со своей птицей, каждая из них слушается только хозяина.
- Многие сокольники ищут свою идеальную птицу. Моя Сильва меня устраивает, - говорит Ника. - Хотя, например, если я долго ее не зову на руку, она подлетает и бьет сзади по голове – вот, на куртке видны дырки и следы глины.
ПРОГНОЗ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
Как правило, ястреб попадает в аэропорт из питомника. Обучают и адаптируют в течение месяца по методике, в основе которой - правила соколиной охоты. Помимо этого, специалисты приучают птицу к себе, окружению, специфическим условиям работы. Поэтому, по словам Ники, птица из орнитологической службы угрозы для самолета не представляет – орнитолог внимательно следит за ее движением. К тому же птицу выпускают не на полосе, а по контуру - на газонах, кустах, водоемах.
Может ли птица ошибаться? Это зависит от сокольника. Специалисты уверяют, что важна предварительная оценка состояния и настроения хищника перед полетом: если птица слишком сытая - летать не захочет, если испугана - может улететь.
На 12-часовую смену Ника и Сильва выходят утром - осмотр аэродрома идет с 9 часов. Во время объезда территории специалист заносит в журнал всех увиденных птиц. После обработки эти данные и анализ погодных условий позволяют сделать прогноз - даже на следующий год.
- Например, если год был сухой и урожайный, по осени мы ждем большое количество птиц, - продолжает Ника. - Дважды в год проводим инструктаж для руководителей полетов и диспетчеров, чтобы они предупреждали экипаж и готовились.
ЯСТРЕБ В «КАБЛУЧКАХ»
Экипировка за многолетнюю историю соколиной охоты практически не изменилась. Перчатка - шьют индивидуально на заказ: на нее сажают хищника, с нее он взлетает в погоне за добычей. Опутинки - тонкие ремешки, которыми опутывают ноги хищника. Бубенчик вешают на лапку, а с наступлением зимы - на хвост, иначе бубенчик будет забиваться снегом. Шлем-наглазник - «клобучок» - закрывает ястребу глаза и помогает успокоиться в необычной обстановке: например, когда мы идем по залу ожидания и пассажиры наперебой спрашивают, что это за птица.
- Сейчас прибавилась электроника - прежде чем выпустить патрульную птицу в патрульный полет, к ее хвосту или лапе крепят небольшой передатчик, позволяющий отследить перемещения в радиусе 25 километров, - объясняет Ника. - Я на Сильву не вешаю его, потому что она знает весь аэропорт и обязательно вернется к нашему офису, вольеру, где они ночуют. Использую передатчик, только если выпускаю где-то за территорией. На всякий случай на ней есть жетончик с номером телефона.