Больше трех – собираться: как Шатура завоевывает статус родины матрешек

Экономика
Павел Попов/Подмосковье сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]

Обновленное производство расписных деревянных игрушек в Шатуре начало работу меньше месяца назад. Фабрика, существующая без малого 20 лет, недавно переехала в собственное просторное здание. Это позволит увеличить количество работников в два раза. Подмосковные школьники посетили площадку в рамках проекта «Я делаю бизнес» и узнали, как традиционные промыслы могут стать успешным бизнесом. К ним присоединились корреспонденты «Подмосковье сегодня».

КРАСКИ В РУКИ

– Может, пропустим географию? Еще порисуем! – говорит кто-то из подростков. Предложение встречают дружным смехом. Часть класса не на шутку увлеклась росписью игрушек и на просьбу учителя закругляться не реагирует.

Во время экскурсии ребятам предложили попробовать раскрасить заготовки матрешек. Сначала они застеснялись, но потом все-таки взяли в руки краски. Некоторые забрали заготовки с собой, чтобы заняться творчеством дома.

Ученики 11 класса школы № 2 города Шатуры посетили фабрику Shatura Art Group в рамках проекта «Я делаю бизнес» Министерства инвестиций и инноваций Московской области.

Большинство участников профориентационной экскурсии уже решили, где хотят учиться. Все планируют поступать в вузы. Многие рассматривают технические специальности, связанные со строительством и информационными технологиями. Интерес к творчеству тоже присутствует: две ученицы окончили художественную школу и планируют дальше развиваться в этой сфере.

Примером для них могут стать мастера декоративного цеха шатурской фабрики. Благодаря им синие, красные, зеленые, желтые, голубые краски уверенными мазками ложатся на заготовки. Безликие деревянные фигурки становятся яркими, личики матрешек буквально оживают.

– Чтобы работать у нас, художественное образование иметь необязательно, – рассказывает ребятам заведующая производством, технолог Ольга Бланкова. – Но стоит иметь в виду, что работа требует усидчивости. Кто-то лучше рисует цветы, кто-то – сюжеты, кто-то – лица.

Кстати! В прошлом и позапрошлом годах компания Shatura Art Group получила субсидии от регионального правительства по программе поддержки социального предпринимательства – в общей сложности 3 млн руб.

ДОЛГОЖДАННОЕ НОВОСЕЛЬЕ

Шатура не является историческим центром производства матрешек в отличие от Сергиева Посада. Промысел развивается здесь стараниями одной семьи.

– Дело начали мои родители, инженеры по профессии, – рассказывает руководитель фабрики Алексей Турукин. – В 90-е решили делать сувениры и продавать их иностранцам в Москве. Сначала расписывали матрешек сами.

В 2000 году была основана компания Shatura Art Group. Производство, начинавшееся в одной комнате, сменило несколько локаций в Шатуре и меньше месяца назад приобрело наконец собственное помещение в здании, которое было заброшено почти 30 лет.

Сегодня предприятие производит более 50 тыс. единиц продукции в год. Помимо матрешек это шкатулки, неваляшки, деревянные елочные игрушки.

В компании работают 30 человек. Среди них есть пенсионеры, инвалиды и молодые мамы. Большой плюс для них – возможность трудиться неполную неделю, брать работу на дом. В ближайшее время штат планируется увеличить более чем в два раза. Число заказов постоянно растет – работы хватит на всех.

ЗНАКОМОЕ ЛИЦО!

Матрешка рождается за сутки. Деревянные болванки из липы покупают на заказ в других регионах России. На фабрике в Шатуре заготовки грунтуют, то есть делают фоновое окрашивание, потом расписывают и наносят лак. Сотни почти готовых матрешек встречают нас в лакировочном цеху. Здесь изделия сохнут несколько часов, потом отправляются на склад.

Ассортимент сувениров постоянно обновляется. Несколько раз в год компания разрабатывает новые коллекции – появляются разнообразные рисунки, узоры и орнаменты.

В покрасочном цеху перед некоторыми мастерами стоят планшеты или смартфоны. На экраны выведены фотографии людей, которые художники переносят на матрешки. Такие авторские подарки, как правило, делают членам семьи или близким друзьям. Минимальная стоимость сувенира с нанесенным портретом – 2,6 тыс. руб. За эту сумму можно получить маленькую матрешку с одним вложением.

УЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ

Отдельная ниша – корпоративные подарки. В Шатуре делали матрешки для таких компаний, как Coca-Cola, «Ашан», Tele2, Danone и многих других. В планах развитие нового направления: все больший интерес у заказчиков, в том числе зарубежных, вызывают крупные предметы декора в народном стиле. Сделать их из дерева, увы, нереально.

– Мы рассчитываем приобрести оборудование для изготовления фигур из стеклопластика, – говорит Алексей Турукин. – Большие неваляшки и матрешки пользуются популярностью – их размещают в парках и других общественных пространствах, украшают ими витрины магазинов.

В случае приобретения такого станка производство макси-изделий можно будет поставить на поток.

ИГРУШКА С ХАРАКТЕРОМ

Основная часть сувениров реализуется через продажи оптовикам. Есть у компании и собственный интернет-магазин. Цены на самые простые матрешки начинаются от 200 руб.

– Когда приходишь в сувенирную лавку, как понять, что перед тобой не подделка, а настоящая шатурская матрешка? – спрашиваю я.

– Посмотрите на их лица, – отвечает Алексей Турукин. – У нас особенный, запоминающийся стиль.

Возвращаюсь в мастерскую, чтобы досконально рассмотреть шатурских красавиц еще раз. Действительно, матрешек отличают огромные голубые глаза, обрамленные выразительными ресницами. И еще в какой-то момент понимаешь, что у каждой свой характер. Например, у старшей выражение лица как будто более смиренное, маленькие же смотрят на тебя с задором.

Вадим Хромов, министр инвестиций и инноваций Московской области:

– Это уже третий муниципалитет, куда мы привозим детей, чтобы показать, как работают наши предприниматели, что они производят. В Московской области делают такие вещи, о которых ребята, проживающие в том же муниципалитете, порой даже не знают. Например, в Шатуре местные предприниматели своими руками создают традиционный русский сувенир – необыкновенной красоты русскую матрешку.

В рамках проекта Мининвеста учащиеся подмосковных школ уже успели посетить сыроварню в Истре, цех по производству капсульного кофе в Реутове и завод электроизоляционных материалов в Наро-Фоминском городском округе. До конца года планируется еще 2–3 поездки. В будущем формат экскурсий должен стать более свободным.

– Мы рассчитываем, что ребята будут сами решать, какие предприятия в своем районе они хотят посетить, – говорит заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Надежда Карисалова. – Тогда школа сможет обратиться с заявкой в администрацию муниципального образования. Предпринимателям тоже интересно участвовать в проекте, потому что среди посетителей таких экскурсий вполне могут оказаться их будущие сотрудники.

Пока при выборе локаций определенной системы нет – школьникам предлагают познакомиться с историями успеха в регионе. Проект нужен для того, чтобы юные жители Подмосковья еще до поступления в вуз или колледж могли увидеть на практике, как работают предприятия в интересующей их сфере.