Цвет угощения черный: почему еда специфического цвета вызывает интерес

Экономика

Мода на черное завоевывает… Нет, не мировые подиумы, а рынок пищевых продуктов. Вслед за темными бургерами появились такие же торты, мороженое, пицца. Подмосковные производители переняли тренд. Сейчас, в канун Хэллоуина, спрос на подобные товары особенно высок. Выясняем, чем покупателей так привлекают черные продукты и насколько, по мнению надзорных органов, они безопасны для здоровья.

ГОСТЬ ИЗ АЗИИ

Тренд на черную еду зародился в Японии. Шесть лет назад здесь придумали черные бургеры – в рамках специальной акции они продавались всего несколько месяцев и пользовались большим спросом. Производитель отмечал: продукт не только необычен на вид, но и полезен для организма.

С тех пор черная еда – на пике популярности. И кажется, пройдет эта мода нескоро. Мировой тенденции следуют и подмосковные предприятия, предлагающие разные варианты черных продуктов. К примеру, бургеры необычного цвета можно найти в областных ресторанах или заказать в службах доставки, которые действуют во многих городах региона.

– По вкусу они не очень отличаются от традиционных, – рассказывает менеджер люберецкой службы доставки Top Burger Алена. – Главная особенность – это цвет. Именно он придает продукту более «брутальный» вид, благодаря чему черный бургер пользуется особым спросом среди мужчин.

Большое значение для клиентов также имеет начинка, добавляет девушка. Поэтому вкупе с необычным внешним видом предлагается не менее интересное наполнение. Например, черный бургер с мраморной говядиной и вишней – такое сочетание, конечно, на любителя, но поклонников у него немало.

ВО ГЛАВЕ УГЛЯ

Долгопрудненский производитель натурального мороженого ручной работы тоже решил не отставать. В канун чемпионата мира по футболу–2018 появился новый сорт холодного лакомства – черный с белым маршмеллоу. Такое сочетание очень напоминает футбольный мяч, мороженое так и назвали – «Футбольное».

– Специфический цвет продукту придает пищевой уголь, – отмечает директор по продажам компании «Айскейк» Владимир Малахов. – Мы используем обычный, безопасный краситель, который заказываем у проверенных поставщиков.

Хотя чемпионат уже прошел, убирать необычный сорт из ассортимента производитель не собирается, ведь он пользуется популярностью. В ближайшее время, по словам Владимира, может смениться только название.

Способов придать продукту черный цвет не очень много. Чаще всего для этих целей используют пищевой краситель на основе активированного угля, либо чернила каракатицы – сепию. Мнения о пользе или вреде черных продуктов неоднозначные, а больше всего вопросов именно к продуктам с углем. Одни утверждают, что ничего страшного они собой не представляют. Другие – что при употреблении в больших количествах можно подпортить здоровье.

Уголь обладает сильными абсорбирующими (всасывающими. – Прим. ред.) свойствами, поэтому может впитывать не только вредные, но и полезные для организма вещества, утверждают приверженцы версии со «знаком минус».

– Конечно, если поглощать такие продукты ведрами, это может привести к неприятным последствиям. Но при употреблении в нормальных количествах, вреда не будет, – утверждает руководитель кондитерской O’Marinel в Химках Нарине Оганян.

«ТЕМНЫЙ» МАРКЕТИНГ

Сейчас, в канун Хэллоуина, заказывать десерты «готической наружности», изготовленные с помощью мастики на основе пищевого угля, стали чаще. По словам кондитера, порой приходится воплощать в жизнь самые безумные идеи. Однажды поступил заказ на большой черный торт, из которого торчали «человеческие останки» – пальцы-печенья, глаза из покрытого мастикой пирожного «картошка» и т.д.

Игры с цветом – это классический и почти беспроигрышный маркетинговый ход, позволяющий привлечь внимание к продукту, уверен президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

– Этот прием используется в том случае, когда нужно найти отличительную особенность, хотя бы символическую, – поясняет эксперт. – Типичный пример – газированные напитки известных мировых брендов, которые очень часто меняют цвет к новому сезону или к праздникам. Такие перемены позволяют увеличить узнаваемость бренда. В случае с черной едой производитель тоже играет на контрастах. Потребитель привык к традиционным пшеничным булочкам, а тут ему предлагают темную – это ново, необычно и вызывает интерес.

Кстати! В Подмосковье также набирает популярность выращивание овощей необычных расцветок. Производители предлагают оранжевую свеклу, фиолетовую морковь, желтые томаты.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ЧЕРНЫЙ?

На это тоже есть ответ. По словам экспертов, именно черный цвет напрямую ассоциируется у потребителей с премиальностью. Чаще всего это отражается и на цене продукта. Действительно, те же макароны, окрашенные чернилами каракатицы, в магазине стоят в 4–5 раз дороже, чем обычные. Немного отличается цена и у темных бургеров: разница составляет 50–60 руб.

– Потребителю надо решить, готов ли он переплачивать за особый цвет, – говорит Игорь Березин.

По его словам, население Московского региона в целом платежеспособное, поэтому для многих разница в цене не проблема.

Надежда Раева, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области:

– Однозначно сказать о вреде или пользе искусственно окрашенных черных продуктов нельзя. Все зависит от того, какой краситель там применяется. Когда речь идет о натуральном, таком как активированный уголь или чернила каракатицы, – это одно. Если же краситель неизвестного происхождения, стоит задуматься. Другое дело, потребитель не всегда может узнать наверняка, что именно добавлено в продукт. На мой взгляд, мода на черную еду в скором времени пройдет. Ведь этот цвет никак не способствует повышению аппетита.