Дорого-полезно: почему органическая продукция в МО станет доступнее

Экономика
Владимир Песня/РИА Новости

Фото: [Владимир Песня/РИА Новости]

Продукты, выращенные без использования минеральных удобрений и пестицидов, не имеющие консервантов в составе, сегодня в тренде. Также большой популярностью пользуется натуральная косметика. Правда, стоят экотовары в несколько раз дороже обычных. Когда натурпродукт подешевеет и почему специалисты называют Московскую область одним из самых перспективных регионов для развития рынка органики, выяснял наш корреспондент.

ПОЧВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

В Подмосковье есть все условия для производства органической продукции в крупных масштабах, уверены региональные власти. По словам эксперта потребительского рынка генерального директора группы компаний TDI Натальи Орловой, на область приходится 11% общего объема производимой в стране органической еды.

– Речь идет в основном о небольших фермерских хозяйствах, – рассказывает Орлова. – Многие из них готовы расширяться и выходить за пределы своего региона. Тем более что сегодня в Московской области более 10 тыс. га земель, которые пока не используются по назначению.

Органическое сельское хозяйство требует определенных экологических условий. В этой связи для развития направления лучше всего подходят территории в радиусе 60–110 км от Москвы.

– Тренд начал зарождаться именно в Подмосковье, – отмечает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. – В 2006 году была создана корпорация «Органик», запустившая в Шатурском, Рузском и Волоколамском районах сельхозпредприятие, которое начало производить первые органические молочные продукты под маркой «Это Лето».

Факт! Объем российского рынка органической продукции составляет 160 млн евро, при этом 70% потребления приходится на Москву и Подмосковье.

ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Спрос растет не только на экоеду, но и на органическую бытовую химию. Соответствующие линейки уже запускают крупные игроки рынка, например Procter&Gamble. Кроме того, растут продажи натуральной косметики с количеством «синтетики» не более 5%.

– Для такой продукции большое значение имеет сырье, выращенное в экологически чистых местах, – поясняет основательница марки Morevna Cosmetics Марина Борисенко.

По ее словам, в Московской области есть все перспективы для развития этого рынка. Действительно, в регионе уже обосновалось немало косметических компаний. Например, «КоролевФарм» делает в Королеве экстракты из лекарственных растений, которые используются при изготовлении косметики. А в Пушкинском районе работает крупная компания «Лекус», выпускающая натуральные бальзамы, мыло и шампуни.

Тренд затронул и сферу розничной торговли. Так, в Домодедово инициативная команда, выступающая за здоровый образ жизни, открыла магазин органической косметики «О! Лаванда».

ДАЕШЬ СКИДКУ!

Один из тормозящих развитие сегмента факторов – высокая цена на экотовары.

– Такая продукция зачастую стоит в 2–5 раз дороже обычной, – говорит Наталья Орлова. – Подавляющее большинство потребителей пока не готово переплачивать за экологичность.

В ближайшее время ситуация может коренным образом измениться. Производителей станет больше, и здоровая конкуренция между ними приведет к снижению цен.

– Наши исследования показывают, что здоровый образ жизни сейчас в моде, и эта тенденция только усиливается, – констатирует руководитель департамента панельных исследований холдинга «Ромир» Инна Караева. – Разумеется, эти настроения оказывают положительное влияние на развитие рынка органической продукции.

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:

– Наши производители готовы к новым требованиям и любым вызовам времени. Ключевой аспект в вопросе развития органического сельского хозяйства – это цена. При отсутствии удобрений, средств защиты растений и т.д. производственные показатели сильно падают, поэтому продукт получается дороже. Если потребитель готов платить больше, региональные аграрии этот спрос удовлетворят.

Закон об органической продукции вступит в силу в России 1 января 2020 года. Чтобы официально работать в этой сфере, производители не должны будут использовать пестициды, гормональные препараты, антибиотики и т. д. Еще одно обязательное требование – упаковка, не загрязняющая окружающую среду. После прохождения добровольной сертификации компании смогут наносить на экопродукты соответствующую маркировку. Положения закона не распространяются на парфюмерию, косметику, лекарства.