Эксперт рассказал, какой станет альтернатива уходящему с рынка «Макдоналдсу»

Экономика

Крупнейшая сеть ресторанов быстрого питания объявила, что с 14 марта приостанавливает на неопределенный срок свою работу на территории России. Закроются в том числе все 144 ресторана сети, расположенные в Московской области, будет недоступна и доставка. Конечно, потеря будет ощутимой: под угрозой тысячи рабочих мест, заказы для десятков фермеров и пищевые привычки простых людей. Возможна ли замена легендарной сети фастфуда?

ОТКАЖЕМСЯ ОТ ГЛЮТАМАТА

Как только стало известно об уходе «Макдоналдса», и простые люди, и рестораторы Подмосковья стали предлагать возможные альтернативы. Например, создание сетей пельменных, пирожковых, чебуречных, блинных, то есть фастфуда традиционной кухни народов России. Вместо гамбургера – расстегай, вместо колы – компот. Призыв «Долой западную отраву!» буквально стал лозунгом россиян в последние дни.

– Тут есть нюанс, – объясняет бренд-шеф ресторана «Русский дворик» из Сергиева Посада Андрей Лузин. – Во-первых, несмотря на все эти громкие лозунги, пирожки с компотами в России «не зайдут», народ хочет западные вкусы. Во-вторых, уходя, «Макдоналдс» нам оставил производственные мощности, которыми грех не воспользоваться.

По словам ресторатора, готовить бургеры и картошку фри никакой сложности не представит, ведь рецепты этих блюд давно всем известны. Лузин уверен, что наши гамбургеры будут намного вкуснее и натуральнее «макдаковских», ибо нужно отказаться от многочисленных вкусовых добавок, которые используются этой американской сетью.

ТРИ КИТА

– Буду готовить гамбургеры с котлетами из мраморной говядины! – заявляет Лузин. – Легко! Однако нужно помнить, на каких трех китах держалась популярность «Макдоналдса».

Первый кит, по словам ресторатора, быстрая подача. Вечно спешащие горожане не могут и не хотят ждать по полчаса, когда им принесут заказ. Второй – дешевизна. И третий – доступность, как территориальная, так и по времени работы, то есть с утра до ночи. Именно на этих же китах, по мнению Лузина, должна строиться и новая российская сеть фастфуда. Только при таких условиях можно говорить о реальной альтернативе «Макдоналдсу».

– Есть еще один фактор популярности уходящей сети. Как ни странно, это бесплатные туалеты, – признается ресторатор. – Человек зашел в заведение лишь для того, чтобы справить нужду, но потом подумал: а чего бы заодно и не перекусить? Поэтому бесплатные туалеты тоже должны быть одним из условий.

Лузин убежден, что новая сеть должна ориентироваться на привычные западные вкусы. Однако считает, что в линейку меню можно в качестве эксперимента ввести и традиционные русские блюда. Например, блины или пельмени с мантами. Немного, одна-две позиции. А дальше смотреть, как пойдет. Если эти позиции станут популярными, то впоследствии можно постепенно переориентироваться с гамбургеров на кухню народов России.

ФЕРМЕРЫ НЕ ПОСТРАДАЮТ

– Национализация всего того, что оставляет «Макдоналдс», обязательна, – убеж­ден Андрей Лузин. – В этом плане санкции пойдут нам на благо, мы из-за них становимся более интересными и творческими. Начнем развивать свое, а не пользоваться готовым с Запада.

На «Макдоналдс» были плотно завязаны и сельхозпроизводители, которые поставляли для него мясо, масло, овощи, сыр и булочки.

– Мы, члены Картофельного союза, встревожены, – признается заместитель генерального директора картофелеперерабатывающего холдинга из Подмосковья ГК «Малино» Татьяна Губина. – Надеемся, что власти примут решение сохранить и поддержать оставшиеся на рынке рестораны быстрого питания, в меню которых востребован картофель фри. Иначе у нас будут проблемы со сбытом.

По словам члена Общественной палаты Московской области, директора экофермы «Елизарово» Максима Гриднева, если сельхозпроизводители и испытают проблемы со сбытом, то только кратковременные.

– В связи с уходом из России многих компаний по производству продуктов, например, тех же макарон, в связи с затрудненным и дорогим из-за роста валюты импортом я прогнозирую колоссальный рост спроса на фермерскую продукцию, – считает бизнесмен. – Поэтому в долгосрочной перспективе фермеры Подмосковья только выиграют.

Что касается временных трудностей со сбытом и последующего за этим дефицита средств, то, по информации Гриднева, в течение двух ближайших недель в стране запускается программа льготного, под 5% годовых, кредитования для сельхозпроизводителей. Поэтому проблем с деньгами у них тоже не ожидается. Поэтому, по мнению бизнесмена, национализировать «Макдоналдс» необходимо только затем, чтобы сохранить рабочие места.

Вячеслав ФОМИЧЕВ, депутат Государственной Думы РФ:

– «Макдоналдс» нам оставил огромное количество производственных мощностей, на которых можно делать еду, намного превосходящую по качеству ту, что существует. Сельхозпроизводители, поставлявшие «Макдоналдсу» продукцию, готовы поставлять и дальше. Также выстроена вся логистическая цепочка. Я вижу большой подъем, бизнес готов страдать, но построить что-то новое, он уже «заряжен». Будет ли это внешнее управление? На этих же мощностях? Мы все ждем команды и готовы начать в тот же момент.