Эксперты рассказали, как из ребенка воспитать миллионера

Экономика
Артем Геодакян/ТАСС

Фото: [Артем Геодакян/ТАСС]

Многие родители дают детям карманные деньги, а за тем, как эти средства чадами расходуются, часто не следят. Об этом говорят итоги опроса портала SuperJob. Эксперты соглашаются: жесткий контроль не нужен. Но это не значит, что можно пустить дело на самотек. Рассказываем, как научить ребенка тратить и вкладывать.

ДОВЕРЯЙ, НО ОБЪЯСНЯЙ

По данным исследования SuperJob, карманные деньги детям дают 69% родителей младшеклассников и 9 из 10 родителей подростков старше 11 лет. Расходы детей проверяют не все: от 44 до 66% в зависимости от возраста детей.

Финансовый наставник Марина Гарифуллина уверяет: следить за детскими тратами действительно не нужно. Гораздо важнее учить планированию бюджета.

«Для этого хорошо подходят копилки с разными отделениями. Например, мои дети делят деньги на четыре части: «Мой капитал», «Моя цель», «Мои обязанности» и «Эмоцио­нальные расходы», – говорит Гарифуллина.

По статье «Моя цель» проходят средства, которые ребенок копит на большую покупку – гаджет или дорогую игрушку. «Капитал» – то, что он готов отложить на будущее. В «Моих обязанностях» учитываются деньги на то, за что в семье отвечает ребенок. Если он ухаживает за черепахой, то пусть и покупает для нее корм. С эмоциональными расходами еще проще: это деньги на импульсивные покупки – условные жвачки.

«К этому нужно относиться как к учебе. Не страшно, если ребенок обсчитается или потратит больше, чем хотел», – уточняет эксперт.

Зато такая «школа» доведет до автоматизма навык планирования трат, что пригодится в будущем.

НЕТОЧНАЯ НАУКА

Другой вопрос: сколько давать денег? Финансовый эксперт Сергей Огурцов предлагает ориентироваться на цену школьных обедов. И такую же сумму ежедневно выделять на расходы.

«Можно мотивировать ребенка накопить на что-то нужное, предложив систему «30 на 70». Например, он мечтает о телефоне. Поставьте ему цель накопить 30% стоимости, пообещав добавить еще 70», – советует Огурцов.

Если это подросток, копить он может с помощью подработок. Это еще лучше! Хотя тут девочкам и мальчикам часто подходят разные модели, предупреждает преподаватель финансовой грамотности из Химок Татьяна Роот.

«У мальчиков вызывает азарт сама возможность заработать. Это нужно поддерживать. Если профессия родителей позволяет, можно просить мальчика о помощи в работе и платить «зарплату», – говорит коуч.

Девочкам лучше ставить акцент на развитии в любимом деле. Например, она любит рисовать. Так пусть осваивает компьютерный дизайн, чтобы он приносил доход.

Справка

Психолог из Подольска Александра Метальникова добавляет: если платите ребенку за выполнение поручений, выбирайте что-то рутинное – вроде мытья посуды. Не стоит платить за выполнение нелюбимых уроков и другие трудные дела. Ребенок может привыкнуть к мысли, что работа – это всегда неприятно.