Как козоводство поможет МО достичь амбициозных целей в сельском хозяйстве

Экономика
Денис Трудников/Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]

Выйти на получение 1 млн т молока в год власти региона планируют в самой ближайшей перспективе. И речь идет не только о коровах. В Московской области активно развиваются козьи фермы, где в этом году надои в совокупности уже составили 40 тыс. т. Цифра пока не такая большая, но в будущем показатель может существенно измениться в сторону увеличения. За счет чего производители смогут нарастить объемы, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

НЕ ПОДАРИЛИ, А НАДОИЛИ

Россияне потребляют около 250 тыс. т козьего молока в год, однако товарный объем рынка составляет лишь 20-30 тыс. т. То есть 90% молока производят личные подсобные хозяйства, оно не поступает в магазины. Ситуация в Подмосковье не сильно отличается от средней по стране.

– Козоводство является для Московской области одним из потенциальных нереализованных приоритетов, – сказал министр сельского хозяйства и продовольствия региона Андрей Разин на конференции «От козы к сыру – это просто!», организованной в середине октября компанией «ДеЛаваль», производителем оборудования для козоводческих ферм, позволяющего автоматизировать процесс дойки.

Министр отметил, что в области есть спрос как на молоко для производства сыра, так и на готовые продукты козоводства. Уровень господдержки в этой сфере снижен не будет: инвесторов ждут, им готовы помогать. Разведением коз занимаются в основном малые и средние предприятия. На старте находится несколько крупных проектов.

– Подмосковье – нетрадиционной регион для козоводства, – считает генеральный директор компании «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев. – Здесь реализуются структурированные, ориентированные на индустриальный подход проекты. Специфика Московской области в том, что с точки зрения товарного производства козоводство здесь начинается практически с нуля.

Фермеры Подмосковья могут получить поддержку на содержание животных 1 тыс. руб. за одну козу при показателе надоя 550 кг в год. Отметим, что эта цифра вполне достижима: ежедневно коза дает 3–5 кг молока. Кроме того, предусмотрены выплаты на закупку племенных животных. Минсельхозпрод возмещает 13 тыс. руб. за голову, если коза приобретается в племенном хозяйстве на территории России и 4 тыс. руб., когда животное привозят из-за границы.

ИСПАНСКИЕ ГОСТИ

Самым популярным продуктом переработки козьего молока является сыр. Напомним, что Московская область занимает почетное второе место среди регионов России по объемам его производства и имеет все шансы возглавить список.

В городском округе Мытищи реализуется проект «Инновационные технологии в животноводстве». Сюда привезли поголовье испанских коз пород мурсия гранада и малагуенья. Из их молока варят экзотические сорта сыра – например, «пьяную козу». Животных и семенной материал будут распространять не только в Подмосковье, но и по всей стране.

– Козоводство держится на генетике, кормах, оборудовании и человеческом ресурсе, – уверена владелица фермы «Альпийские козы» в городском округе Чехов Алена Дымченко.

Предпринимательница отмечает: выбрать племенных животных для разведения непросто. Компетентных источников на русском языке не так много, а ввоз элитного семени из-за границы сопряжен с целым рядом законодательных трудностей.

Организация козьей фермы – это, как правило, семейный бизнес или дело небольшой и дружной команды единомышленников. Современные технологии автоматического доения и программного управления стадом позволяют содержать до 2 тыс. животных силами одной семьи.

Кстати! Козье молоко – это 2,5% мирового рынка производства природного напитка. В Европе показатель составляет 1%, в России – 0,1-0,2%. Активнее всего сфера развивается в странах с низким уровнем дохода на душу населения (Индия, Пакистан) и с развитой культурой потребления таких продуктов (Франция, Греция).

ПРЕМИАЛЬНО И ГИПОАЛЛЕРГЕННО

Основные покупатели козьего молока и продуктов его переработки в нашей стране – жители крупных городов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга.

– Сегодня козоводство – одна из самых инвестиционно привлекательных ниш, – говорит вице-президент компании «ДеЛаваль» Николай Тимошенко. – Спрос на такую продукцию растет, потому что люди все чаще задумываются о правильном питании. Козье молоко легко усваивается организмом, оказывает положительный эффект при целом ряде заболеваний.

Козьей продукцией некоторые предпочитают кормить детей, потому что она гипоаллергенна. Однако такая «молочка» пока относится к нишевому, премиальному сегменту. Эксперты отмечают ряд сдерживающих факторов: в России слабо развита культура потребления козьего молока, у него высокая себестоимость, есть трудности в организации сбыта.

Впрочем, козоводов это не смущает. Небольшие фермы реализуют продукцию в собственных торговых точках и не стремятся попасть в федеральные сети. Литр козьего молока в магазине при ферме «Альпийские козы» в городском округе Чехов стоит 70 руб. За продукцией стоит очередь, некоторые звонят и просят «отложить». Так что козье молоко – это еще и локальный сегмент.

Кроме того, многие фермеры успешно развивают агротуризм. Если на предприятии можно не только купить молоко и сыр, но и стать участником экскурсии, покормить и погладить животных, отдохнуть на природе, – это привлекает новых и новых клиентов.

Андрей РАЗИН, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:

– Численность коз в Подмосковье составляет 65,2 тыс. голов. Валовое производство козьего молока в 2018 году в хозяйствах всех категорий составило 40 тыс. т.