Как защититься от контрафакта при покупке шубы

Экономика
Алексей Куденко / РИА Новости

Фото: [Алексей Куденко / РИА Новости]

По официальным данным, доля российских меховых изделий на рынке составляет менее 5%. Остальное – это импорт из Китая, Турции, Греции, в основном серый. Чтобы защитить потребителя от контрафакта, с августа 2016 года на территории страны введена маркировка меховых изделий. Шубы и дубленки чипируются контрольными идентификационными знаками (КИЗ), что помогает сомневающемуся покупателю убедиться в соответствии товара заявленным характеристикам. Корреспондент «Подмосковье сегодня» Екатерина Никитина выяснила, насколько остро проблема недоброкачественного товара стоит в Подмосковье, какую информацию можно получить по КИЗ и нужно ли соблюдать дополнительные меры предосторожности.

КАК НА ЛАДОНИ

Контрафактная шуба интересна недобросовестному продавцу, который может сэкономить на налогах и других платежах, но никак не потребителю, рискующему приобрести подделку за большие деньги. Чтобы взять под контроль оборот меховых изделий, в России создали Информационный ресурс маркировки, куда передаются данные о перемещении товара на каждом этапе – от производителя к покупателю. За систему отвечают три ведомства: Роспотребнадзор, ФТС и ФНС России.

– Федеральная таможенная служба заносит в ресурс данные о том, партия какого товара, на каком таможенном посту и в каком количестве поступила, кто грузополучатель и т.д., – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Московской области Александр Кайдаш. – В течение пяти дней грузополучатель обязан промаркировать продукцию, и эта информация тоже отражается в базе. Данные проверяет налоговая, которая является оператором системы. Если ведомство находит несоответствия, например товара ввезено больше, чем получено, КИЗ дает сигнал нам.

С августа прошлого года подмосковный Роспотребнадзор арестовал 862 меховых изделия общей стоимостью свыше 74 млн руб. В ведомстве отмечают: система маркировки позволяет более эффективно бороться с недоброкачественным товаром. Но главное ее предназначение – помочь потребителю выбрать правильный продукт.

ТОНКОСТИ МАРКИРОВКИ

Допустим, человек хочет приобрести шубу из стриженой норки, но боится нарваться на кролика-самозванца. По контрольному идентификационному знаку он сможет выяснить все, что его интересует.

Меховые изделия, ввезенные из-за рубежа, маркируются чипами красного цвета, а отечественный продукт – зеленого. Каждому изделию присваивается уникальный номер. КИЗ также содержит RFID-метку, которая позволяет идентифицировать шубу или дубленку с помощью радиочастотных сигналов. Прикрепляется идентификационный знак к одежде тремя способами: вшивается в шов, приклеивается к маркировочному ярлыку или навешивается в виде этикетки. В любом случае на внешнем виде изделия это не сказывается. Отсоединить знак от шубы или дубленки без ущерба для него невозможно, а значит, продавец не сможет пришить его к другому изделию.

Убедиться в легальности товара с помощью КИЗ очень просто. Можно воспользоваться сервисом на сайте ФНС в разделе ««Система маркировки изделий из натурального меха». При этом нужно будет ввести в специальное поле номер идентификационного знака. Второй вариант – проверить легальность товара, считав QR-код с него с помощью смартфона. Также налоговая служба разработала специальное приложение «Проверка товаров» для iOS и Android. В любом случае система должна выдать информацию о наименовании товара, виде меха, стране изготовления, производителе, бренде, продавце, номере декларации соответствия. Если этого не произошло, стоит обратиться в Роспотребнадзор и сообщить о том, где или у кого было приобретено изделие. Ведомство, в свою очередь, направит материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

пресс-служба УФССП

ВСЕГДА НАЧЕКУ

По словам Александра Кайдаша, крупные сетевики вроде «Снежной Королевы», «Алеф», Ivagio и т.д. обычно исправно маркируют товар. А вот мелким розничным магазинам, заманивающим потребителей с помощью больших скидок, доверять не стоит. Впрочем, покупатель всегда должен быть бдительным.

– Иногда бывает так: на объекте висят шубы с КИЗ. Человек заинтересовался, просит другой размер или расцветку, – отмечает сотрудник областного Роспотребнадзора. – Продавец идет на склад и приносит немаркированную шубу. Вполне возможно, что увлеченный выбором потребитель даже не заметит этого. Магазин же таким образом сможет сбыть контрафактный товар.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Галина Зайцева, генеральный директор компании «Мех и кожа», г. Дмитров:

– Чипирование – это правильно. Но в любом случае недобросовестный продавец может найти способ обойти эти требования. Поэтому самое верное решение – покупать продукт у производителя, которого ты знаешь не первый год. А еще всегда стоит полагаться на тактильные и визуальные характеристики. Вот идет по улице женщина в шубе – и прямо ах! А рядом другая в чем-то лишь отдаленно похожем на норку. Разница видна? Видна.

Олег Кудин, руководитель меховой фабрики «Модный город», г. Люберцы:

– Верный способ защитить себя от контрафакта – заказать шубу в ателье. Или купить изделие у производителей, которые сами выращивают зверя и имеют фирменные магазины. В таком случае получение качественного товара гарантировано практически на 100%.

Поделиться