Лекарства, духи и шины в России стало сложнее подделать – все благодаря новой маркировке

Экономика
Владимир Смирнов/ТАСС

Фото: [Владимир Смирнов/ТАСС]

Возможно, немногие заметили, что с недавнего времени на упаковках некоторых видов продукции появился специальный знак, напоминающий и штрихкод, и QR-код одновременно. Между тем с помощью этой маркировки можно узнать все об изделии, которое вы держите в руках: от названия компании-производителя до места продажи. Пока новый знак появился на товарах, которые подделывают чаще всего. Как новая маркировка помогает и покупателям, и торговым сетям не нарваться на контрафакт, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

ПРОДУКЦИЯ НА ОЧЕРЕДИ

Чтобы оценить все плюсы системы маркировки, первым делом необходимо скачать на свой гаджет приложение «Честный знак». Сервис можно использовать даже без авторизации. Приложение позволяет сканировать любые чеки, штрихкоды и QR-коды и новую маркировку, которая носит название DataMatrix.

Сейчас найти новый знак можно на лекарственных препаратах и табачных изделиях – для них он стал обязательным с 1 июля этого года. С октября маркировке подлежат фотокамеры, обувь и духи, а с ноября – шины и покрышки.

Можно встретить DataMatrix и на молочной продукции, но это пока лишь эксперимент, который стартовал еще в прошлом году. Основной этап введения маркировки для «молочки» пройдет с 20 января по 1 октября 2021 года. При этом весовой творог, продающийся на рынках, и молоко в молокоматах маркироваться не будут.

НЕ ПРОСТО ШТРИХКОД

Как пояснили в региональном Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, DataMatrix представляет собой уникальный ключ к информации о товаре. Код наносится один раз при производстве. При этом его практически невозможно подделать – в знак вложены сложные криптографические технологии. Состоит он из двух частей. Первая – код идентификации, он определяет позицию продукции в системе и едином каталоге товаров, вторая – код проверки, или криптохвост. Примечательно, что генерируется он оператором системы, которым выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), а не производителем. Это помогает защитить товар от подделки.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами маркировки, нужно навести камеру мобильного телефона со скачанным приложением «Честный знак» на символ. Первым делом на экране должно появиться уведомление «Код подлинный». Далее пользователю предложат выяснить, соответствует ли товар указанной информации: категории, наименованию, описанию, содержанию упаковки, производителю и серии, сроку годности, текущему состоянию. Также в приложении можно сообщить о нарушении, если код не прошел проверку или описание не соответствует действительности.

ПОЛНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Ответственность за продажу немаркированного товара несут не производители, а торговые объекты. Например, индивидуальным предпринимателям за реализацию такой продукции грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб. Для юридического лица эти суммы выше – от 50 до 300 тыс. руб. Ретейлеры активно консультируют производителей по вопросам маркировки. Например, сеть супермаркетов «Ашан» пока не потеряла ни одного из контрагентов, которые не смогли справиться с этой задачей. Но и в своей работе им пришлось кое-что изменить.

– На этапе введения маркировки табака не все наше оборудование корректно и быстро считывало коды, необходимо было обновление, – рассказывает руководитель отдела сопровождения оборота алкоголя и маркированных товаров «Ашан ритейл Россия» Илья Чертков. – Так как это большая система, охватывающая многие процессы в компании, мы начали использование специализированного программного обеспечения и провели обучение персонала.

ОТСЛЕЖИВАТЬ ЦЕНУ

При этом, несмотря на объем работы, введение маркировки пошло на пользу и самим ретейлерам.

– Система имеет дополнительную ценность при продаже на кассах, если необходимая информация присутствует в самом коде маркировки. Как, например, это происходит с максимальной розничной ценой в сигаретах – эта информация находится в самом коде. Таким образом, при сканировании маркировки кассовая система выдает максимальную цену и автоматически контролирует невозможность ее превышения, – пояснил Чертков.

Он также отметил, что похожую схему можно будет применить и при отслеживании свежести продуктов.

Единую систему маркировки всех товаров в России планируют внедрить к 2024 году.

– Для граждан введение маркировки – это гарантия качества и безопасности приобретаемого товара, а также исключение вероятности покупки, например, подержанных шин под видом новых. Покупатель сможет проверить легальность маркированных шин, а также их потребительские характеристики с помощью приложения «Честный знак», – отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин.