Летающий автомобиль разрабатывают в Жуковском

Экономика

То, что еще недавно было сюжетом фильма «Пятый элемент», сейчас становится реальностью в Подмосковье. Специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) работают над созданием летающего автомобиля. Чудо-машину планируют использовать и для экстренных служб, и для пассажирских перевозок. Рассказываем подробнее.

ТРАНСПОРТ НА ВСЕ СЛУЧАИ

Летательный аппарат (ЛА) получил название «Эра». Уже известно, что его расчетная крейсерская скорость составит 350 км/ч, а дальность полета – 350 км. Тем не менее в ЦАГИ отмечают, что при развитии рынка силовых установок характеристики летающего автомобиля будут меняться.

В настоящий момент работы находятся на этапе исследований, но специалисты надеются, что в результате им удастся построить ЛА, который будет востребован и у оперативных служб, и в гражданской жизни.

– Область применения очень обширна, – рассказал корреспонденту «Подмосковье сегодня» начальник отдела отделения аэродинамики ЦАГИ Александр Корнушенко. – Это прежде всего медицинские службы и службы чрезвычайных ситуаций, грузовые транспортные сети, пассажирские перевозчики и т.д.

СОЗДАТЬ ЗАДЕЛ

Речь идет о создании летательного аппарата вертикального взлета и посадки, конструкция и система управления которого значительно проще существующих винтокрылых машин.

– Развитие композиционных материалов, удешевление технологии изготовления позволяют всерьез говорить о возможности разработки подобных ЛА, – подчеркивает Корнушенко. – Идея – создать научно-технический задел в классе подобных машин и иметь подтвержденное техническое решение при поступлении заказа на разработку подобного летательного аппарата.

ПРИДЁТСЯ ПОДОЖДАТЬ

Руководитель отдела ЦАГИ предостерег от ожиданий, будто бы в самом скором времени подобные машины вой­дут в каждый дом. Специалисты считают, что при нынешнем уровне развития силовых установок аппараты типа «Эра» не смогут заменить привычные автомобили. Они будут эволюционировать, но это работа на долгие годы, если не на десятилетия.

– Отработка эксплуатации подобных аппаратов экспериментальными специализированными и гражданскими службами позволит корректировать выбранные технические решения и параметры. После того как будут выявлены проблемные области и произведена корректировка техники, диспетчерских служб, служб технического обеспечения и регламентных работ, а также юридических аспектов, можно допустить применение аппаратов типа «Эра» в гражданской жизни. Но это должна быть приоритетная государственная программа, – считает Александр Корнушенко.

Создание ЛА, эксплуатация которых проще, чем винтокрылых машин, вряд ли упростит инфраструктуру для их применения.

– Наоборот – массовое внед­рение подобных машин возможно только при ужесточении правил их эксплуатации, жестких регламентов, правовой базы и развития диспетчерских служб, обеспечивающих полную безопасность полетов, – резюмировал Александр Корнушенко.

По его словам, халатное отношение к правилам и требованиям безопасности полетов при внедрении индивидуальных летательных аппаратов недопустимо.

– Создать сам аппарат такого рода – это еще полдела. Необходимо разработать правила эксплуатации подобных транспортных средств. Иначе будущее у таких летательных аппаратов будет крайне сомнительное, – отмечает председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по науке и образованию, промышленности, развитию наукоградов и инновациям Олег Стогов.