Напиток бобов: почему альтернативное молоко становится в области все популярнее

Экономика

Сегодня на прилавках областных магазинов все чаще можно встретить кокосовое, миндальное, соевое, рисовое и даже конопляное молоко. Продажи этой продукции растут с каждым годом. Как производители альтернативного напитка завоевывают рынок и почему в каждой второй кофейне теперь можно выбрать «латте на соевом», разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

НЕДЕШЕВО, НО ПЕРСПЕКТИВНО

Различные исследования подтверждают: интерес к альтернативному молоку – напитку на основе орехов и злаков – заметно вырос. С января по март россияне купили более 1 млн л такой продукции, тогда как за весь прошлый год – 1,7 млн л.

По словам директора по работе с клиентами компании Nielsen Россия Романа Толокова, на растительный сегмент пока приходится лишь 1% продаж молока, однако потенциал у этого рынка большой. Чтобы стимулировать спрос, многие производители традиционной молочной продукции расширяют свой ассортимент, выводя на рынок подобные товары.

– По сравнению с обычным молоком напиток стоит недешево – в среднем 200 руб. за литр, и не все могут покупать его каждый день, – поясняет руководитель проектов практики агропромышленного комплекса компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева. – Но популярность продукта растет. Главные его потребители – люди, страдающие непереносимостью лактозы и соблюдающие посты, а также вегетарианцы и приверженцы здорового образа жизни.

ПОДОИТЬ СОЕВУЮ БУРЕНКУ

Производители Московской области идут в ногу со временем и активно осваивают этот рынок.

Например, компания «СояРус», расположенная в Павловском Посаде, производит напитки на основе сои по 60 т в месяц с реализацией в 250 торговых точках.

– Мы делаем напиток с помощью «соевой коровы» – так называем оборудование собственной разработки, – поясняет коммерческий директор «КМ Трейд» (бренд «СояРус») Артем Голубев.

В устройство засыпают бобы, которые измельчаются, нагреваются и варятся. Далее в центрифуге отделяется жмых, и получается соевое молоко. После этого в напиток могут добавить ароматизаторы и сироп. Высокая стоимость растительных напитков обусловлена особенностями рынка.

– Производство соевого молока дешевле, чем коровьего, но потребление его значительно меньше, – поясняет Голубев. – Важную роль играют расходы на продвижение: надо рекламировать продукт. Соответственно, наценка на коровье молоко – 20–30%, на соевое – минимум 80–100%.

ОТ ОВСА ДО МИНДАЛЯ

Небольшие предприятия не единственные игроки на этом рынке.

– Сегодня широко представлена марка Alpro французской компании Danone (завод холдинга работает в городском округе Чехов, но пока там не делают альтернативное молоко. – Прим. ред.), – говорит Екатерина Михалева. – Под этим брендом продаются соевые, кокосовые, фундучные и миндальные напитки.

В свою очередь, финская компания Valio, производство которой находится в Одинцовском районе, выпускает напитки на основе овса. Решение о запуске линии было связано с ростом спроса на заменители молока среди вегетарианцев и аллергиков.

Альтернативное молоко – это вытяжка из семян, орехов или злаков, которые измельчаются и смешиваются с водой и различными сиропами.

ЖЕЛАЕТЕ КЕДРОВЫЙ РАФ?

Торговые сети охотно сотрудничают с поставщиками растительного молока. В среднем на полке розничного магазина сегодня представлено 13 товарных позиций этого продукта, подсчитали в Nielsen. Все больше растительных напитков закупают кофейни и рестораны.

– Наиболее заинтересованы в альтернативном молоке заведения общепита, которые таким образом расширяют ассортимент и привлекают больше клиентов, – уверена Екатерина Михалева.

Сегодня иметь в кофейной карте такие напитки уже стало хорошим тоном. Так, в меню подмосковных кафе можно встретить кедровый раф, кокосовый капучино, миндальный латте и т.д. Причем люди готовы переплачивать за модный продукт. В среднем чашка обычного кофе обходится в 80–150 руб., на основе растительного молока – от 180 руб.

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:

– Для того чтобы выдерживать конкуренцию, безусловно, нужно выводить на рынок новые продукты и расширять ассортимент. Мы знаем о последних трендах и о том, что такие напитки становятся популярными. Но стоит понимать, что это только заменитель настоящего молока.

Популярное у россиян растительное молоко

Соевое

Кокосовое

Миндальное

Рисовое

Овсяное

*По данным компании Nielsen