Ресурс 1

Разбираемся, может ли гончарная мастерская 
быть прибыльной

13:10, 02 октября 2017

Предпринимательница из Одинцовского района Ирина Новикова зарабатывает на жизнь старинным ремеслом. Она - гончар, хотя это лишь одно из направлений ее творческого бизнеса. Горшки, кружки, подсвечники, кувшины, сделанные руками подмосковного мастера, расходятся по всей стране, нередко попадают и за границу. Корреспондент «Подмосковье неделя» побывал в мастерской «Рукоделец» и выяснил, как быстро можно подружиться с глиной и почему посуда, купавшаяся в молоке, хорошо продается.

 ПО ДУШЕ И ПО РУКАМ

Под мастерскую Ирина Новикова выделила один из этажей своего дома, расположенного в деревне Брехово Одинцовского района. Здесь она создает удивительные вещи из глины и обучает ремеслу всех желающих. В помещении, как и положено, царит завораживающий беспорядок. На металлической этажерке сушатся расписанный рукой мастера чайный сервиз и целый ряд других хрупких штучек. На столе огромное количество емкостей с кистями, петлями, ложками и другими предметами, которые глазами дилетанта просто невозможно идентифицировать. Томится в ожидании новой порции глины гончарный круг.

- По образованию я - инженер-экономист гражданской авиации, а по профессии – аудитор, поэтому большая часть моей жизни была связана с авиацией и финансами, - рассказывает предпринимательница, наливая нам чай в глиняные кружки. – Объездила аэропорты всего Севера, помогая людям восстанавливать бухучет. Это моя натура - трудиться там, где могу чем-то помочь. Вот и сегодня тех, кто прошел у меня обучение и хочет организовать свой бизнес, всегда пытаюсь поддержать. Даю советы, делюсь опытом. Мы не теряем связь, даже если с момента занятий прошло много времени.

В гончарный бизнес Ирина пришла окольными путями. Параллельно с основной работой она всегда что-то делала своими руками. В 2000-х увлеклась фьюзингом – технологией изготовления витража, при которой стекло спекается в печи. Для работы нужны были разнообразные керамические формочки, но они на тот момент были в дефиците. Предприимчивая женщина решила сделать их самостоятельно.

- Взяла кусок глины и попыталась что-то слепить. Получилась не миска, а что-то бесформенное, - смеется наша героиня. – Оказалось, этому тоже надо учиться. Я стала искать информацию о курсах. Наткнулась на сайт гончара с мировым именем Александра Поверина и поняла: это то, что мне нужно. Мастер очень много работал с археологами, с ремесленниками, искал старинные формы XVI-XVII веков. Мой муж тоже археолог и привил мне любовь к истории, поэтому взгляды Поверина оказались мне очень близки.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

От наставника Ирина узнала, например, о такой технологии, как молочный обжиг. Изделия, прошедшие первый этап – утельный обжиг, – купают в молоке. Затем дают им просушиться и снова закладывают в печь. Такой способ делает посуду водонепроницаемой и придает ей красивый румянец. Технология была известна еще во времена Древней Руси, но со временем утратила свою популярность. На волне спроса на аутентичную посуду интерес к ней снова возрождается.

Гончар дает для сравнения два подсвечника. Один глянцевый, покрытый обычной глазурью. Другой с мягким переливом, сделанный именно по технологии молочного обжига.

- Вы потрогайте, они разные, - отмечает мастер. – Второй теплее, приятнее на ощупь. К тому же такие изделия полностью натуральные, здесь нет никакой химии. Ее очень часто покупают, к примеру, веганы.

Научившись делать особую посуду, предпринимательница пошла ва-банк. Продала квартиру в Москве и перебралась в Брехово. Теперь ее дом служит не только мастерской, но еще и временным пристанищем для учеников, приехавших из дальних уголков страны.

ПЕРВАЯ ГЛИНА КОМОМ

Чтобы освоить гончарное искусство, нужно не очень много времени – около полугода, отмечает мастер. Другое дело, что не всем это ремесло дается.

- Глина – это живое существо, - считает Ирина. – Она пришла из земли и вобрала ее энергию, которая подходит не каждому. Поэтому всем, кто хочет научиться искусству, я советую просто один день «пообщаться» с материалом. Поработать на гончарном круге, попытаться что-то вылепить. Этого бывает достаточно, чтобы понять, твое это или нет. У меня был случай. Обратилась девушка, которая всю свою жизнь мечтала освоить ремесло. Попробовала и вся поникла, говорит: «Даже голова разболелась». За процессом наблюдал молодой человек, который просто приехал с ней за компанию. Вы бы видели его глаза, он просто влюбился в это дело!

Мастер берет 20-килограммовый брусок глины, отрезает от него часть и предлагает поработать с ней. На ощупь это обычный пластилин, только более маслянистый и плотный. Глина испанская, почти не дает производственного брака, объясняет Ирина. Повторяя движения рук гончара, пытаюсь месить свой кусок, как тесто, но он поддается с трудом. У мастера  за пару минут получается почти идеальный шар, который она энергично швыряет на стол, превращая в некое подобие булочки. Мой кусок откладывается в сторону за ненадобностью, Иринин отправляется на гончарный круг.

 

ТОНКАЯ КЕРАМИКА

- Во-первых, мы смачиваем глину и руки, они должны просто скользить, - объясняет умелица. – Во-вторых, соблюдаем определенную последовательность движений. Самое главное – правильно отцентровать глину. Сначала нужно сформировать некое подобие конуса. После этого легким нажатием ладони превратить массу в шайбочку. Операция проделывается несколько раз, пока глина не примет форму полусферы и не станет абсолютно ровной.

После мастер формирует дно изделия и начинает придавать глине форму горшка. На весь процесс уходит не более десяти минут, но это только малая часть всей работы. Горшочек часа четыре сушится при комнатной температуре. Затем гончар декорирует изделие – это может быть резьба или тиснение штампиками. Когда изделие почти высохнет, его надо пролощить – отполировать верхний слой глины до блеска. Древние мастера использовали для лощения палочки или гладкие камушки. Сегодня есть удобный металлический инструмент. Если проигнорировать эту процедуру, сосуд останется пористым и будет пропускать жидкость.

Только через неделю, когда изделие полностью высохнет, мастер отправит его в печку. Во время первого обжига глина превращается в керамику. А дальше есть выбор – можно сделать второй обжиг молочный, а можно с глазурью.

Чтобы увидеть всю цепочку керамических превращений, нам потребовалось бы провести у Ирины не менее 10 дней. Однако вряд ли стоит злоупотреблять гостеприимством хозяйки дома.

 

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕШЕНИЕ

Рядом с мастерской находится еще одна комната, где мастер хранит изделия на продажу. Привычные глазу кувшины на домашнем «складе» соседствуют с елейниками – древнерусскими сосудами для хранения масла. Вазы – с не менее самобытными соусниками.

- Знаете, что это такое? – показывает женщина оригинальный сосуд, по форме напоминающий бублик. – Это квасник. В древности дырка затыкалась мокрой тряпкой и напиток в течение долгого времени оставался холодным.

Магазин мастера работает онлайн. Здесь можно найти не только изделия из глины, но и созданные Ириной витражи, зеркала, посуду из литого стекла. Несмотря на неоднозначную экономическую ситуацию, клиентов всегда много.

- Кризис обычно в головах, - считает предпринимательница. – Ведь денег в стране меньше не стало. Просто нужно искать аудиторию, которая может покупать. Я использую все возможные способы. Сама занимаюсь продвижением своего сайта. Веду странички во всех социальных сетях, в том числе Инстаграм, где за несколько месяцев у меня появилось уже около 9 тыс. подписчиков. С вопросами о гончарном деле пишут даже аборигены из Австралии.

Екатерина Никитина

© 2020 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх