Смело в дело: в Подмосковье развивается рынок бизнес-брокерства

Экономика
Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]

В последние месяцы в Московской области наметился рост числа людей, которые хотят купить или продать готовый бизнес. На помощь желающим стать хозяином собственной аптеки, завода или продуктового магазина придут сотрудники специализированных агентств. Как устроен этот бизнес, выяснила корреспондент «Подмосковье сегодня» Анастасия Комаровская.

По оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ), Подмосковье сейчас – одна из самых перспективных областей России для инвесторов. Трудовые ресурсы здесь доступнее московских, а арендная плата за наем помещений ниже. К тому же правительство области активно поддерживает предпринимателей. По данным компании «Бис-Брокер», почти половина выставленного сейчас на продажу бизнеса находится в ближайшем Подмосковье.

В первую очередь это предприятия, ориентированные на жилые микрорайоны Подмосковья: салоны красоты и продуктовые магазины. Внутренние бизнес-процессы налажены там в разы хуже, чем в Москве, а владельцы ориентируются на оказание услуг экономкласса. Соответственно, покупка таких бизнесов обойдется дешевле.

Вторая категория – автотехцентры, которые располагаются вдоль магистралей. Они рассчитаны на большой автомобильный поток, и цена арендной платы за помещения гораздо ниже, чем в столице, поэтому снижается и стоимость услуг. Любопытная закономерность: приличная доля подмосковного бизнеса ориентирована на москвичей. Многим клиентам, проживающим в Москве, проще выехать из города, чтобы сэкономить на сервисе.

Существует и другая категория хорошо продающегося бизнеса – развлекательные и оздоровительные комплексы (бани, рестораны, караоке). Часто у владельцев таких бизнесов земля, на которой располагаются комплексы, находится в собственности, что делает сделку еще более выгодной.

Продаются в Подмосковье и заводы – в основном небольшие, строительные: например, человек покупает природный камень и перерабатывает его в щебень.

В Подмосковье абсолютно нерентабельны хостелы и гостиницы. Не пользуются популярностью и места, предоставляющие премиальные услуги: люди предпочитают ездить за дорогими процедурами в области косметологии и стоматологии в Москву, к проверенным специалистам. Подмосковный бизнес рассчитан на контингент с более низким уровнем дохода и запросами.

Сталкиваются брокеры Подмосковья и с проблемами, основная из которых – серый бизнес. Финансовые отчетности ведутся менее прозрачно и грамотно, чем в Москве, нет современных программ учета. Поэтому бизнесы сложнее продавать – никому не нужен кот в мешке.

Еще один нюанс – отсутствие деловой культуры. Порой люди обращаются к бизнес-брокеру, с ними долго работают, а в итоге покупатель и продавец делают все в обход брокерской компании. Для таких случаев предусмотрен задаток, который в любом случае остается у брокера и примерно равен сумме его комиссии. Сотрудник брокерского агентства Артем Тараканов рассказывает: «Комиссию мы берем в большинстве случаев с продавца – обычно это фиксированный процент. Обращаются к нам как новички, не разбирающиеся в процессах купли-продажи, так и опытные люди, которые знают, что бизнес-брокера для составления договора порой нанять дешевле, чем юриста».

Человек, который хочет продать свой бизнес, обращается в брокерскую фирму. Его опрашивают, причем для каждого вида бизнеса существует специфическая анкета.

Существуют два основных способа перепродать бизнес. Если он зарегистрирован в качестве ООО, то клиент покупает 100% долей общества у учредителя. Плюсы в том, что не нужно перезаключать договоры, которые уже есть у готового бизнеса с клиентами и поставщиками, потому что компания остается той же, меняется лишь генеральный директор.

Бывает, что продают не ООО, а ИП. В таком случае в договоре прописывается, какой именно объект бизнеса приобретает покупатель, происходит ли переуступка прав арендуемого помещения, перекупка оборудования и товарного остатка.

«Брокер составляет правильный договор и перепроверяет все детали: бизнес должен быть продан без долгов и других обременений, – рассказывает Игорь Баринов, сотрудник одной из старейших брокерских компаний «Бис-Брокер». – Могут обратиться к бизнес-брокеру и люди, желающие купить бизнес: клиенту подберут подходящие варианты и, подписав с ним акт о неразглашении информации, все покажут и расскажут».

Поделиться