Уход некоторых западных компаний уже оборачивается плюсом для тех, кто остался

Экономика
Александра Мудрац/ТАСС

Фото: [Александра Мудрац/ТАСС]

С уходом ряда иностранных компаний с российского рынка новые возможности появились у отечественного бизнеса. Некоторые компании уже отметили рост выручки и приток клиентов, «брошенных» иностранцами. Правда, занять освободившиеся рынки не так просто. Эксперты рассказали о возможных сложностях и перспективах.

ИМЕЛИ ФОРУ

Прошел почти месяц с тех пор, как зарубежные компании начали объявлять об уходе с российского рынка. Это представители самых разных сфер – от производства и торговли одеждой, стройматериалами, детскими товарами до кофеен и ресторанов быстрого питания.

Но потребители никуда не делись, поэтому клиенты «беглецов» поспешили перейти в заведения конкурентов, оставшихся на российском рынке. Так, после приостановки работы магазинов мебели и товаров для дома IKEA о притоке клиентов заявили в российской сети аналогичного направления Hoff. По данным СМИ, трафик увеличился во всех магазинах компании, но особенно – в тех городах, где раньше работала IKEA. В таких локациях выручка Hoff выросла на 30% по сравнению с остальными городами. В компании ажиотаж называют все же временным. Кстати, Hoff работает в основном с отечественными поставщиками: среди примерно 400 компаний более 85% – российские.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Подмосковье Владимир Головнев отмечает, что многие зарубежные компании находились в более выгодном положении, чем их российские конкуренты. Поэтому уход гигантов дает нашим компаниям шансы на рост.

– С точки зрения финансов наши зарубежные партнеры, которые присутствовали на отечественном рынке, чувствовали себя более вольготно. Например, могли кредитоваться по низким ставкам в 2–3% на длительное время, – объясняет Владимир Головнев. – Поэтому с их уходом у отечественного производителя сейчас появилась возможность расшириться. Это касается самых разных отраслей.

Но омбудсмен напомнил, что зарубежные сети вполне могут передумать и вернуться через какое-то время.

– Понятно, что многие не хотят уходить с рынка, который занимает одну восьмую часть планеты, – говорит Головнев. – Тем более если компания работала здесь 10–20 лет. Общаясь с зарубежными партнерами, мы понимаем, что бизнес в некоторых странах испытывает большое давление, поэтому вынужден покидать Россию.

НА ЛЮБОЙ ВКУС

О том, что многие могут вернуться, говорит и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

– Они ведь не «хлопнули дверью», а приостановили работу по техническим причинам, – говорит эксперт. – В надежде потом вернуться или, может быть, перейти на франшизу.

При этом на российском рынке общепита также достаточно аналогов ушедшим сетям. И здесь потребители находят альтернативы среди тех, кто остался.

– Любите бургеры? Бургерных много. Кофейни? Пожалуйста, десятки разных вариантов, – подчеркивает Игорь Бухаров. – К ним уже идут клиенты ушедших сетей, и бизнес говорит о росте товарооборота.

По словам ресторатора, с приостановкой работы сети «Макдоналдс» сеть Burger King, которая продолжает работать, отметила рост выручки на 20%.

ВЫСТРОИТЬ ЗАНОВО

Демарш промтоварного ритейла в то же время имеет двоякий эффект. Например, с закрытием сети детских магазинов Mothercare, с одной стороны, освободилась серьезная доля рынка, но с другой – некоторые отечественные компании потеряли привычные площадки для сбыта. Увеличить выпуск продукции и объем продаж можно, но для этого нужно заново наладить бизнес-процессы. В такой ситуации оказалась, например, компания «Егорьевск-обувь», которая производит детскую обувь под маркой «Котофей».

– Заметим, что Mothercare не ушли с рынка, как и многие другие компании, а именно приостановили продажу, – отметила представитель егорьевской компании Тая Петрова. – Поэтому делать выводы рано. Наша компания, в свою очередь, планирует следовать плану производства и сохранить своих постоянных потребителей. После выстраивания новых логистических цепочек и переориентации поставок некоторых комплектующих и материалов мы будем принимать решения о наращивании объемов выпуска.

Сергей КЕРСЕЛЯН, председатель Комитета Мособлдумы по аграрной политике и потребительскому рынку:

– Значительные изменения на рынке, связанные с уходом иностранных компаний, дают возможность для развития отечественных хозяйств, в том числе наших – подмосковных.

Некоторые зарубежные продукты исчезнут с полок российских магазинов. Оставшиеся подорожают из-за волатильности валютных курсов и нарушенных логистических цепочек. Поэтому отечественная продукция, конечно же, будет стоить дешевле.

Уверен, наши производители смогут своевременно наладить производство и вложить средства в маркетинг и это позволит занять освободившуюся долю рынка взамен ушедших брендов.