В восторге от торга: в чем секрет организации успешных ярмарок в МО
Фото: [Сергей Белянин]
«Ценопад», «Школьный базар», «Сделано в Подмосковье» – только в августе в регионе прошло более 230 ярмарочных мероприятий. Этот формат торговли сегодня очень популярен по нескольким причинам: можно купить качественные товары по выгодным ценам, познакомиться с интересными производителями, весело провести время. Организация успешной ярмарки, безусловно, требует больших трудозатрат. Выясняем, как операторы подобных мероприятий добиваются «аншлага».
ДОСТУПНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Август выдался чрезвычайно богатым на ярмарки – их в регионе прошло более 230. Например, в Луховицах гости мероприятия «Летний урожай» попробовали все самое свежее и полезное от местных производителей. А на одной из популярнейших ярмарок «Ценопад» в Чехове удалось продать рекордное количество овощей и фруктов – более 1,7 т, отмечает министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.
Самым необычным мероприятием месяца, пожалуй, стал фестиваль «Молочная река» в Рузском городском округе. Гости могли не только приобрести всевозможные вкусности, но и бесплатно отведать молока из «молочной бочки». Кроме того, в области прошли 17 школьных базаров.
– Популярность подобных мероприятий в Московской области огромная, – подтверждает генеральный директор группы компаний «Торговый квартал», занимающейся организацией ярмарок, Михаил Никитин. – Они востребованы не только среди людей со скромным достатком, но и среди обеспеченных жителей региона. Почему? Потому что на ярмарке всегда есть эксклюзив, который не найти в торговых сетях. Например, какая-нибудь красивая вещь, сделанная вручную.
Прибыль операторов ярмарок – это арендные платежи, которые вносят компании-участники, минус расходы на организацию, вывоз мусора и т.д.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Недавно «Торговый квартал» с большим успехом провел в Звенигороде семидневный школьный базар. На мероприятии, по примерным подсчетам, побывало несколько тысяч человек. Посетители с удовольствием скупали учебные принадлежности, которые продавались по цене на 10–20% ниже среднерыночной.
– Продавец на ярмарке обычно ориентируется на высокий товарооборот, – поясняет Никитин. – Он прекрасно знает: лучше предлагать все по приемлемой цене, нежели по максимальной, иначе покупателей не будет. Кроме того, многие участники реализуют продукцию напрямую, без посредников. Это также позволяет избежать высокой наценки.
Другое дело, что не каждый предприниматель настолько сознателен и клиентоориентирован. Чтобы провести торговое мероприятие на высоком уровне и отобрать достойных участников, оператору нужно проделать большую работу.
Сначала организатор оповещает предпринимателей, в том числе из соседних регионов, о предстоящей ярмарке – через мессенджеры, соцсети, различные сайты и т.д. Откликнувшиеся на объявления компании должны предоставить все необходимые для работы документы, включая сертификаты на продукцию. В некоторых случаях оператор может попросить заполнить анкету со стандартными вопросами и ответами.
Окончательные выводы о «годности» организации делаются по итогам первого мероприятия. Значение имеют выкладка, стоимость, качество товара, стабильность поставок. Важно также увидеть, умеет ли продавец общаться с покупателем: грубиянам организаторы не рады.
– Пул организаций-участников подбирается с течением времени, – говорит организатор ярмарок Олег Пушенок из Богородского городского округа. – Происходит это методом проб и ошибок.
Один из лучших способов привлечь покупателей на торговую площадку – организовать насыщенную развлекательную программу. Например, на ярмарках часто проходят кулинарные и гончарные мастер-классы, различные конкурсы, выступления творческих коллективов, анимационно-театрализованные представления.
ПРЯМО С ГРЯДКИ
Спрос во многом зависит от презентабельности ярмарки. При организации учитывается не только состояние торговой площадки, но и особенности ассортимента. Лучше, если на прилавках будет больше продовольственных товаров, привлекающих внимание аппетитным видом и приятным ароматом, чем той же одежды или постельного белья, считает Пушенок. Ведь продегустировать вкусную колбасу или творог на свежем воздухе – это настоящее гастрономическое удовольствие.
Оператор должен предусмотреть бесплатные торговые места для льготников – пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, желающих подзаработать на реализации продукции с собственных участков. Покупатели от этого только выигрывают: многие любят ярмарки именно за возможность купить все домашнее. К примеру, на универсальной ярмарочной площадке у железнодорожной платформы Салтыковская в городском округе Балашиха можно найти свежие огурцы, помидоры, картошку, лук прямо с грядки.
– У некоторых наших продавцов есть постоянные клиенты, – отмечает директор компании «Земстрой» Анна Сорокина, организатор ярмарки. – Так, одна из наших участниц предлагает травяные чаи, ее продукция всегда востребована.
Сезон сбора урожая в самом разгаре, и операторы усиленно готовятся к предстоящим торговым мероприятиям, ожидая «аншлага». По словам Михаила Никитина, золотая осень – самая удачная пора для ярмарок.
Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области:
– В сентябре в 58 муниципальных образованиях Московской области запланировано проведение 252 ярмарок, 50 из которых имеют свою уникальную тематику. Всего на площадках будет организовано более 12,3 тыс. торговых мест. Наибольшее количество ярмарок пройдет в городских округах Истра и Люберцы, а также Одинцовском, Щелковском, Пушкинском районах.