«Ваша карта заблокирована»: что делать, если пришла странная SMS

Экономика

Мобильник для современного человека не просто средство связи. По телефону мы узнаем новости, общаемся, решаем рабочие вопросы и переводим деньги. Но бывают случаи, когда телефон в нашем кармане становится орудием преступления. Какие виды мошенничества сегодня практикуют «мобильные преступники» и как себя обезопасить? Конкретные ситуации разобрал корреспондент «Подмосковье сегодня».

«ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ, Я ОШИБЛАСЬ»

Антон Фролов из Одинцова собирался на работу, когда пришло SMS-сообщение, что через одну из платежных систем ему зачислено 194 руб. на счет мобильного телефона. А буквально через пять минут пришло еще одно сообщение. Некая женщина попросила вернуть деньги на определенный номер. Уверяла, что положила средства на телефон дочери, но перепутала одну цифру.

«Меня насторожили два момента. Во-первых, сообщение пришло, но по факту баланс счета мобильника не пополнился. А во-вторых, тот телефон, который указали в сообщении как номер дочери, не совпадал с моим. То есть ошибиться одной цифрой было невозможно», – рассказывает Антон.

Мужчина оставил все как есть. По мнению специалистов, Фролов поступил разумно, потому что такой способ мошенничества сейчас наиболее распространен.

«Мошенники выбирают время, как правило, в разгар рабочего дня, когда людям некогда. Некогда проверить свой баланс, вникнуть в ситуацию, некогда перезвонить. Деньги небольшие – 200 руб. Перевод человек делает сам, не под прессингом. По большому счету, не подкопаешься», – комментирует юрист Святослав Светин.

Мало того что не подкопаешься, так еще и заниматься этим сами жертвы обмана не стремятся.

«Недаром мошенники стараются выманивать небольшие суммы. Это не те деньги, из-за которых стоит затевать разбирательства. Так думает большинство потерпевших. Таким отношением они развязывают руки преступникам, которые чувствуют себя безнаказанными», – говорит психолог Анна Мошевинкова.

«ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ЗВОНИТЕ НА НОМЕР… »

Инна Федорова из Люберец, в отличие от Антона, лишилась приличной суммы – 30 тыс. руб. А все из-за одной SMS и собственной доверчивости.

«Пришло сообщение, что карточка заблокирована и по всем вопросам могу обратиться по номеру. Номер телефона был схож с номером «горячей линии» банка, и я позвонила. Честно говоря, не подумала, просто совершила действия – и все. Меня попросили назвать PIN-код, я назвала. А следом получила уведомление, что 30 тыс. у меня сняты» , – рассказала Инна.

Первым делом Инна отправилась в свой банк. Там сказали, что она сама во всем виновата. Ведь во всех договорах черным по белому написано: банковские работники не могут спрашивать PIN-код у клиента. Это 100% секретная информация. То же самое Инне сказали в полиции.

«Предложили написать заявление, но сразу оговорились: шансов мало. Номер телефона куплен, скорее всего, с рук. Так как мошенники приобретают их через третьих лиц или по поддельным копиям паспортов, определить злоумышленников вряд ли удастся», – говорит Инна.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Откуда же мошенники берут номера телефонов? Мы сами их даем – так утверждают сотрудники полиции.

«Достаточно зайти на сайты купли-продажи, и вот они – телефоны, все здесь. Допустим, человек продает пальто или куртку. Он оглашает сумму, которую хочет получить. Мошенники уже могут представить его примерный доход в зависимости от товара, который он продает. Люди указывают телефон, иногда и почту. Тем самым подвергая себя возможным нападкам», – говорит оперуполномоченный одного из подмосковных ОВД Артем Свиров (фамилия и имя изменены в связи со служебной необходимостью – Прим. авт.).

Так, например, случилось с Матвеем Светляковым из Павловского Посада. Его объявление о продаже телефона заметили мошенники. Предложили встретиться.

«На встрече, едва глянув на аппарат, сказали, что готовы купить. Только обмолвились, что налички нет, и деньги готовы перевести через платежную систему на мобильник. Перевели при мне. Только деньги мне на счет так и не поступили», – вспоминает Матвей.

Мошенники старались как можно скорее забрать телефон и уйти. Мол, деньги придут позже. Но мужчина поставил условие: пока баланс не пополнится, никакого телефона.

«Они пытались свалить на трудности перевода, зависание системы. В общем, всячески старались забрать товар и уйти. Но я им ничего не отдал. Так и разошлись», – говорит Матвей.

Теперь, по словам мужчины, ему постоянно звонят и шлют SMS-сообщения, предлагая выиграть машины и квартиры, поучаствовать в лотереях.

«Прямо хоть телефон меняй. И телефон не продал, и в «банк мошенников» попал», – сетует мужчина.

КОММЕНТАРИЙ

Александр ПИСЕМСКИЙ, исполнительный директор CSI Group, специалист по компьютерной и телефонной криминалистике:

– Злоумышленники чаще всего просят от пользователя совершить какие-либо действия: пройти по ссылке, ответить на сообщение, отправить информацию или перезвонить. Компании так себя не ведут, это надо помнить.

Что должно насторожить

Незнакомый или скрытый номер.

Напористость звонящего.

Нежелание отвечать на ваши вопросы.

Просьба переслать деньги.

Интерес к конфиденциальным данным.

Что делать

Никому не сообщайте персональные данные. В банке или компании мобильного провайдера они есть в базе.

Если звонивший (написавший) представился сотрудником банка, полиции, уточните его ФИО и должность.

Никогда не переводите деньги сразу. Возьмите тайм-аут и оцените ситуацию в спокойной обстановке.

Куда обращаться

В ближайшее отделение полиции или оставить заявление на официальном сайте Главного управления МВД России по Московской области.