Законно ли супермаркеты требуют заполнить подробную анкету для получения карты лояльности?

Экономика

В редакцию обратилась жительница Балашихи Ольга Агафонова. Она решила получить в подмосковном супермаркете карту постоянного покупателя. Однако женщину насторожила анкета, которую нужно для этого заполнить: уж слишком много там подробностей. Корреспондент «Подмосковье сегодня» Анастасия Комаровская выяснила, насколько оправданны такие вопросы и действительно ли необходимо указывать все данные.

БЕЗ СКИДКИ НИКУДА

Получить карту постоянного покупателя – это не приятный бонус, а скорее необходимость для посетителей супермаркетов Московской области. Дело в том, что она дает право на скидки и участие в бонусной программе, то есть начисление баллов за покупки и возможность участвовать в различных акциях.

Возьмем, например, систему лояльности супермаркетов «Лента». Во-первых, сама карта обойдется в 200 руб., приобрести ее можно на кассе во время совершения покупки. Далее нужно заполнить анкету, которая сразу же вызывает массу подозрений. Помимо стандартных вопросов (ФИО, пол, год рождения), здесь есть и такие пункты, как «наличие автомобиля», «год рождения детей», «адрес». И, конечно, любого современного человека смутят требования предоставить свой телефон и адрес электронной почты – даже несмотря на возможность указать, что вы не желаете получать рекламную информацию и оповещения об акциях «Ленты».

Как бы то ни было, избежать заполнения анкеты не получится: покупатели делятся опытом, что без этого карта попросту не будет работать, и скидку не предоставят. Впрочем, на стойке информации, где сотрудники принимают заполненные бланки у людей, говорят, что все поля заполнять вовсе не обязательно. Адреса и телефона это не касается – без них сотрудница отказывается принимать анкету.

– Я не знаю, это же не мне надо, так программа запрашивает, – отвечает сотрудница на вопрос, зачем нужны данные. – Но иначе карту вам не активируют.

Девушка добавляет, что адрес можно заполнять не по паспортным данным, то есть, по сути, вы вольны написать все что угодно. По поводу телефона же сотрудница клятвенно уверяет, что никакого спама приходить не будет.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Предоставление, последующее использование, хранение и обработка персональных данных граждан регулируется Федеральным законом № 152 «О персональных данных». В Роспотребнадзоре заявляют, что если правилами лояльности магазина предусмотрен сбор таких данных, а сам покупатель соглашается с этими условиями, то ничего противозаконного в этом нет. Однако опытный юрист все равно обнаружил некоторые несоответствия.

– В нижней части анкеты мелким шрифтом, как это обычно бывает, указано согласие на обработку, – говорит Владимир Ситников, генеральный директор юридической компании SVA в Одинцове. – Оно полностью согласуется с законом, однако составлено исключительно в пользу «Ленты».

Владимира смущает, что при подаче заполненной анкеты сотрудники не проверяют паспорт – это дает повод для злоупотреблений: например, любой человек может указать данные обидчика и ему начнут приходить навязчивые рекламные сообщения.

– Интересно и то, что у себя на сайте представители магазина утверждают: «Компания гарантирует неразглашение информации о персональных данных владельцев карт», – продолжает Владимир. – Но, прочитав оговорки мелким шрифтом в анкете, мы понимаем, что, подписывая это соглашение, мы даем разрешение передавать информацию другим компаниям, связанным с ней договорными отношениями. То есть, по сути, кому угодно, лишь бы был договор.

Специалист особо отмечает, что, подписывая и отдавая какой-либо документ, необходимо требовать копию, на которой сотрудник должен расписаться и поставить печать, если речь идет о юридическом лице. Владимир дает совет: хранить все документы, чтобы в дальнейшем можно было отстоять свои права.

ЧТО ГОВОРЯТ В МАГАЗИНЕ

По словам представителей гипермаркета, сведения, указанные в анкете, никак не проверяются и используются только с согласия клиентов. Клиент может в любой момент исправить данные.

– Эта информация нужна нам для того, чтобы лучше познакомиться со своими покупателями и глубже понимать их потребности, – рассказывает Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью «Ленты». – Мы используем ее, чтобы постоянно совершенствовать наши предложения и магазины.

Согласие на обработку персональных данных выдается на неопределенный срок, а значит, может быть отозвано покупателем в любой момент. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в письменной форме. Мария говорит, что человек может впоследствии отказаться от карты и потребовать удалить всю информацию о нем из базы данных магазина.

В других гипермаркетах Подмосковья с картами лояльности похожая ситуация. Например, в «Карусели» покупателю надо заполнить анкету, вот только адрес не является обязательным пунктом, в отличие от телефона. Стоит она 9 руб. и действует также в сети магазинов «Перекресток Гипер». Работает карта по принципу накопления баллов за покупки, которые потом можно потратить на товары магазина.

Анкета нужна и для получения бонусной карты сети гипермаркетов «О’кей», процесс активации займет 21 день, зато потом клиент сможет участвовать в накопительной программе и получать персональные скидки.

Скидочная карта «Ашана» больше напоминает банковскую: покупатель кладет на нее деньги, расплачивается и получает скидки.

В сети «Метро» клиентам, совершившим покупки на сумму более чем 1,2 млн руб. за последний год, выдают «золотые» карты, по которым можно получать бесплатный кофе и закуски, а также пользоваться отдельными кассами.

А в магазинах «Глобус» скидку можно получить, предъявив социальную карту или пенсионное удостоверение.

Поделиться