Александр Петров: «В Крымском бились с французами и после Бородино»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Александр Алексеевич Петров – житель села Крымское Одинцовского городского округа, председатель местного историко-краеведческого клуба «Истоки», автор книги «Село Крымское», отмеченной в 2017 году премией «Наше Подмосковье». В интервью порталу «Подмосковье сегодня» Александр Алексеевич рассказал о достопримечательностях поселка Дубки и села Крымского, исторических событиях, связанных с этими местами и поделился планами местной библиотеки, где базируется клуб «Истоки».

– Расскажите, с чего начался ваш интерес к истории села Крымского?

– Толчком стала встреча в начале 2000-х годов с Игорем Сергеевичем Тихоновым – членом Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года и председателем объединения «Багратион». В дневниках денщика прославленного генерала он нашел запись, что по дороге из Бородинского поля в Москву раненый Багратион останавливался в селе Яново. Игорь Сергеевич долго искал это село, и в результате пришел к выводу, что под этим названием подразумевалось наше село Крымское. Дело в том, что владельцами села Крымское на тот момент были Яновы, и, возможно, крестьяне в просторечии называли его по фамилии помещиков.

Лев Толстой в романе «Война и мир» писал: «После Бородинской победы французов не было ни оного не только генерального, но сколько-нибудь значительного сражения…» Это не совсем точно: такая битва случилась как раз у села Крымское. 29 августа 1812 года силы генерала М.А. Милорадовича дали бой частям армии французов, которыми руководил Мюрат. Сражение у Крымского длилось несколько часов. Есть разные мнения о потерях: по одной из версий, обе стороны потеряли по две тысячи солдат. По данным исследователя М. Артамонова, с обеих сторон погибло около десяти тысяч бойцов. Это сражение дало возможность М.И.Кутузову сосредоточить и отвести главные силы к Москве. Поисковики находили на поле много картечи, пуговиц, деталей амуниции, которые датируются 1812 годом.

В 2007 году при участии администрации района у Старой Смоленской дороги напротив села Крымское был установлен закладной камень и крест в память о подвиге павших в этом бою русских воинов. В дальнейшем мы хотели бы, чтобы их подвиг был увековечен полноценным памятником.

Общение с Игорем Сергеевичем, от которого я узнал о пребывании в Крымском Багратиона, а также сведения об арьергардном сражении 29 августа 1812 года, пробудили интерес к истории села. Кроме того, в 2010-м году я перенес операцию на позвоночник, так что какое-то время не работал, а сидел дома с компьютером. Появилось время собрать больше информации, съездить в архив, посмотреть кое-какие исторические документы. Я начал систематизировать все собранные сведения для себя, распечатывал их, а потом заметил, что мать брала мои распечатки и читала вместе с местными бабушками. В 2016 году мы устроили праздник в честь 370-летия села Крымского (оно впервые упоминается в 1646 году, и мы посчитали эту дату за год основания). К празднику мне посоветовали собрать всю накопленную информацию и выпустить книгу. Я больше лирик, чем физик, в школе по литературе и русскому были пятерки, поэтому написать текст проблемы не составило.

– Крымское впервые упоминается в документах именно под таким названием?

– Да, в 1646 году в церковных документах значится пустошь Крымское Дворище. Почему деревня получила такое название достоверно неизвестно. Скорее всего, эти земли были как-то связаны с присутствием крымских татар. Первым владельцем Крымского был боярин Богдан (Иов) Матвеевич Хитрово. Он умер в 1680 году, и все его владения перешли вдове Марии Ивановне. В 1685 году Крымское купил Никита Федорович Борков, и в тот же год он отдал село в приданое за дочерью, которая вышла замуж за стольника Алексея Ивановича Янова. Этой семье Крымское в дальнейшем принадлежало на протяжении почти двухсот лет.

В середине XIXвека Яновы продали Крымское новым владельцам – Линевым. В 1865 году при Александре Александровиче Линеве в нашем селе проводились раскопки курганов VIII-Xвеков нашей эры. Костные останки экспедиции профессора А.П. Богданова находятся сейчас в музее антропологии в МГУ в Москве, а найденные браслеты и украшения – в фондах Государственного исторического музея. К сожалению, сами курганы уничтожены после того, как на их месте стали рыть карьер. Я обращался в Исторический музей с просьбой сделать фотографии находок из курганов, но мне выставили такую большую сумму, что пришлось отказаться. Я как раз готовил книгу, издавал ее за свой счет, поэтому денег, естественно, не нашлось.

При Яновых, скорее всего, был высажен парк, сохранившийся до сего дня. У нас есть два дерева, признанные памятниками живой природы местного значения: ель 180-ти лет и сосна 220-ти лет. В мое детство еще стояли развалины барского дома, а сейчас от усадебных дореволюционных построек остался каменный флигель, который после войны надстроили вторым этажом, красная кирпичная башня и остатки фермы времен Шлиппе. Кстати, сейчас мы активно занимаемся парком, готовим презентацию, и хотим благоустроить это место: сделать дорожки, места для отдыха детей. Мы подключили к работе архитектора, который предложил интересную концепцию парка с домиками на деревьях.

– Знаю, что в Наро-Фоминском районе тоже есть бывшие усадьбы Шлиппе. Это другая ветка той же семьи?

– Да, верно. У Карла Ивановича Шлиппе, который первым приехал в Россию и стал придворным химиком, было шесть сыновей. Они скупали землю в этой части Подмосковья в бывшем Верейском уезде, в том числе под Наро-Фоминском в Любаново и Таширово. У нас в Крымском был хозяином Сергей Александрович – один из внуков Карла Ивановича Шлиппе.

– Соседний поселок Дубки возник позднее, чем село Крымское?

– Так сложилось, что поселок Дубки – это и есть историческое село Крымское. А то, что сейчас называется селом Крымским – считалось деревней Новой. В нынешних Дубках находится храм, барский дом, поповский дом, то есть это было старое село Крымское. Я до сих пор не могу найти причину, почему и когда село стали именовать поселком Дубки. По документам, которые находятся в ЖЭКе, старые дома 1947 года постройки у нас уже числились по адресу поселок Дубки. За Дубками раньше шла дубовая аллея, и старожилы объясняли, что якобы в старину барин говорил: «Поеду кататься в дубки», – отсюда и пошло это название.

Каменная церковь Преображения Господня, о которой я упомянул, была построена при И.В. Янове в 1774 году. К слову, его дочь помещицу Екатерину Ивановну Янову даже хотели назначить на должность церковной старосты, хотя по обычаю ими могли становиться только мужчины. В ограде Преображенской церкви был похоронен один из Тучковых, усадьба которых находилась неподалеку в Ляхово. На месте, где сейчас находится магазин «Дикси», в довоенное время была школа. Сразу после войны дети учились в закрытой церкви, а потом – в новом здании начальной школы. Она закрылась в конце 1980-х годов.

– В 1941 году Крымское стало местом боев с немцами?

– На Минском шоссе стоит танк, отмечающий рубеж, за который в 1941 году немцы не прошли. В соседней деревне Наро-Осаново немцев не было, а Крымское было под оккупацией до начала января 1942 года. Помню, в детстве с ребятами в лесу мы раскапывали окопы, в том числе и немецкие, а на краю поля около леса находили артиллерийский трубчатый порох. Старожилы говорят, что одни из первых «Катюш» стояли в Крымском и стреляли по фашистам, захватившим станцию Дорохово.

В 1941 году деревню Крымское сожгли наши же солдаты при отступлении, чтобы захватчикам негде было разместиться. Нетронутым оставался только один дом на краю деревни, который местные называли «капустиной избушкой». Моя мама 1936 года рождения, поэтому она помнит и немцев, и эвакуацию. Говорит, что, возможно, в этом доме жили когда-то люди по фамилии Капустины. После того, как немцев выбили из Крымского и Дубков, люди вернулись обратно, но жить первое время было негде. В 1942 году для семей вдов, чьи мужья погибли на фронте, из Сибири были привезены новые срубы из лиственницы. Один из таких домов получила и наша семья. В нем мы живем до сих пор.

Главное место, где каждый год 9 мая и 22 июня в Крымском проходят памятные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне – это братская могила. Здесь похоронены солдаты, погибшие в боях за Крымское, Ляхово, Брыкино, Труфановку. На мемориальных досках увековечены имена почти четырехсот бойцов. Здесь же была создана аллея памяти, посвященная всем населенным пунктам, которые входили в состав Крымского сельсовета на момент войны. На досках помещены строки нашего местного поэта о каждом селе и деревне. В 2019 году мы открыли памятные доски местным жителям, погибшим в Афганистане: Виктору Борисовичу Ратникову и Владимиру Владимировичу Лобочкину.

Мы планируем полностью занять площадку у братской могилы. Здесь каждый год выступают дети, вспоминают военные годы люди старшего поколения. На День Победы мы растягиваем баннер, устраиваем концертную площадку. Людей собирается много, в том числе приезжают родственники и потомки погибших солдат из разных регионов страны. Детей на эти мероприятия привлекает наша замечательная Крымская библиотека. В Дубках она осталась едва ли не единственным очагом культуры. Большую работу проводят ее сотрудники-энтузиасты заведующая Наталья Николаевна Емельянова и педагог дополнительного образования Галина Спиридоновна Савина. Крымской библиотеке более семидесяти лет, так как мы считаем ее историю от первой избы-читальни, открывшейся в 1947 году.

– А вам кто-то помогает в ваших проектах?

– В свое время мы организовали в библиотеке историко-краеведческий клуб «Истоки», и меня выбрали его председателем. В нашей работе участвуют неравнодушные местные жители. Мы пытаемся организовать при библиотеке если не музей, то краеведческий уголок. Надеемся подготовить экспозицию к празднованию 75-летия Победы. Общаемся с поисковиками, поэтому у нас много экспонатов, как времен Великой Отечественной войны, так и по 1812 году.

В Дубках нет клуба и единственное учреждение для досуга местных жителей – это библиотека. Детям и взрослым некуда больше податься. Все упирается в помещение, если бы нам предоставили весь второй этаж, то мы бы расширили работу, сделали ремонт. На втором этаже у нас был краеведческий уголок, но из-за того, что нас потеснили, приходится оформлять его заново и в более скромном варианте. Сейчас все экспонаты из-за нехватки места сложены в коробках.

Библиотека находится в подвешенном состоянии. Председатель Наро-Осанского племхоза, претендующий на здание, говорит, что у него есть право в любой момент выселить библиотеку на улицу. По сути, формально у библиотеки нет помещения. Одинцовское библиотечное хозяйство помогало бы, например, в том, чтобы сделать ремонт, но не может: по документам здания нет.

Для сельской библиотеки культурная работа впечатляет: это и историко-краеведческий клуб, и четыре кружка, на занятия которых приходит 24 ребенка, организация всех сельских праздников. Вообще наша общая с Натальей Николаевной цель – добиться того, чтобы в Дубках построили сельский ДК, где мы могли бы раскрыть все наши темы. В нем можно было создать полноценный краеведческий уголок.