Алексей Исаев: «Идея «10 зайцев» родилась на стыке детской мечты и желания сделать что-то уникальное»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

В декабре 2021 года в Коломне появилось новое арт-пространство «Десять зайцев». Частный проект открыл свои двери в историческом центре города недалеко от Пятницких ворот и Бобреневского понтонного моста через реку Москву. Необычный музей с пряничной лавкой, механической железной дорогой, театрализованными программами и интерактивным макетом-реконструкцией Коломенского кремля был создан по инициативе и на личные средства супругов Исаевых. Создатель проекта Алексей Исаев рассказал порталу «Подмосковье сегодня» о концепции «Десяти зайцев», ближайших планах и о том, как появилось необычное название.

– Алексей, как родилась идея проекта «Десять зайцев»?

– Изначально было несколько задумок, но мы сразу отказались от банальных вариантов вроде обычного общепита. Для нас «10 зайцев» – это дело для души. Идея интерактивной площадки родилась на стыке детской мечты и желания сделать что-то уникальное и интересное, куда люди будут приходить и получать положительные эмоции.

Прежде всего, мы устроили вокзал с железной дорогой. Нас вдохновил пример одной сувенирной лавки, которую мы посетили как-то в Европе. Там была маленькая железная дорога с поездом, в вагончиках которого сидели пряничные зайчики. Звук игрушечного поезда, который ездил по кругу, запах имбирных пряников – эту атмосферу мы попытались повторить в нашем проекте. Кроме того, железная дорога всегда вызывает детскую радость, веселье и удивление у гостей.

Потом мы вспомнили, что в Коломне неоправданно подзабыта история коломенского пряника, и решили сделать коллаборацию темы пряника и игрушечного поезда. К этой теме мы привязали историю строительства Московско-Рязанской железной дороги, возникновения станции Голутвин и Коломенского паровозостроительного завода. Так получился концепт первой комнаты «ВокЗала».

В этом зале проходит интерактивная театрализованная программа с мастер-классом по приготовлению пряника. Мы планируем делать четыре сезона, как в театре. Следующий сезон, например, посвятим теме почтовых поездов. Дети и взрослые будут делать пряники, как и в первой нашей программе, но мы добавим мастер-класс по работе с почтовыми конвертами, сургучной печатью. Всех секретов раскрывать не буду, чтобы конкуренты этим не воспользовались, но уверен, что программа будет интересной. Мы готовы обновляться каждые три месяца для того, чтобы проект постоянно генерил туристический поток.

Важный момент, что мы сами ни к кому не ходили из наших коллег по цеху, ничего не подглядывали, ни на кого не были подписаны в соцсетях для того, чтобы, не дай бог, не скопировать чью-то идею. Мы хотим развивать проект в рамках нашего видения. При этом мы открыты к сотрудничеству. Будем в дальнейшем общаться с коллегами, возможно, делать совместные проекты.

Еще один важный момент, что наш проект полностью сделан на личные средства. Мы никого не привлекали, ни у кого помощи не просили, ни с кем в тайные сговоры не вступали. При ремонте помещения максимально попытались сохранить первозданный вид.

– Здание, где разместился ваш проект, имеет историю?

– Это здание выстроено из древнего кирпича стен Коломенского кремля. До настоящего времени в городе сохранились несколько фрагментов крепости, а большую часть еще до революции разобрали на кирпич, из которого построено много старых домов на посаде, в частности, и наше здание. До нас здесь размещался продуктовый магазин, было окно для приема стеклотары. Стены были в ужасном состоянии: месяца четыре мы вычищали, восстанавливали кирпич, чтобы раскрыть старинную кладку.

Мы долго работали над колористикой проекта. Изначально была идея сделать все в черно-белом исполнении, но в итоге посчитали, что детям, даже если будут классные иммерсивные витрины, может не зайти такой цвет. Однажды вечером, посмотрев какой-то советский мультик, я наконец понял, какое должно быть цветовое решение. В старых советских мультиках применяли спокойные цвета: не яркие и не бледные. Когда человек видит такие цвета, у него подсознательно начинают вырабатываться положительные эмоции.

Все витрины и наполнение нашей площадки выполнены в единой цветовой гамме. Мы также продумали, как должны выглядеть механизмы дверей, вид батарей. Мы вообще люди педантичные и подходим всегда с большим вниманием к мелочам. Например, крепежи радиаторов у нас – это не просто какая-то банальная железка, а детали, которые для нас изготовили кузнецы. Здесь каждая деталь продумана в соответствии с общим концептом.

– Во втором зале у вас представлен макет Коломенского кремля размером два на три метра. Расскажите об этом макете.

– Да, мы назвали эту часть экспозиции «Кремлевским залом». Пришла мысль показать людям величие этого уникального оборонительного сооружения. В таком виде, как бы с высоты птичьего полета, можно представить, насколько наш кремль был грандиозен в изначальном виде. Он совсем немного уступал Московскому кремлю по площади, а по толщине стен и оборонительным свойствам в некоторых моментах даже его превосходил.

Родилась интересная идея. Гуляя как-то по кремлю, мы обратили внимание на звуки, которые его наполняют. Пришла мысль, что мы обязаны записать эти звуки, потому что люди, которые приезжают в Коломну, не всегда могут услышать, например, утренний перезвон колоколов окрестных церквей. Мы познакомились со звонарями в Коломне, записали звон колоколов в оригинале, а затем включили музыкальную часть в наш макет кремля. Гость просто нажимает кнопку рядом с моделью той или иной церкви и может послушать, как звучат ее колокола. В дальнейшем мы хотим добавить в эту комнату 3Dакустику.

Отмечу, что макет – это скорее собирательный образ кремля, мы не пытались один в один передать то, каким он был.

Далее мы делаем акценты на нескольких башнях Коломенского кремля, с которыми народная молва связывала предания и легенды. Со стороны улицы Октябрьской Революции когда-то стояли Ивановские ворота, которые по размерам превосходили сохранившиеся Пятницкие. Мы специально поставили обе эти башни отдельно в восьмидесятом масштабе, чтобы человек оценил величие Ивановских ворот.

Также не сохранилась красавица Свиблова башня, которую, к сожалению, сами же коломенцы подожгли и уронили в реку Москву. Об этом, а также о легенде про чертика, который болтал ногами, сидя на Свибловой башне, можно узнать на наших экскурсиях.

Не сохранилась и пристань, к которой прибывали торговые корабли перед тем, как плыть в столицу – Коломна была транзитным пулом для тех, кто шел торговать в Москву. Наше здание находится как раз рядом с бывшей пристанью, а непосредственно за нами находилась когда-то самая жуткая из всех башен Коломенского кремля – Застеночная. В ней рубили головы, отсекали руки и пытали.

Мы хотим попробовать поэкспериментировать с новым форматом подачи материала в Кремлевском зале, гости будут заходить к купчихе, которая пьет чай, дожидается мужа торговца пряниками из Москвы, размышляет вслух о повседневных делах, о жизни и не обращает никакого внимания на публику. Зритель на тридцать минут становится свидетелем ее внутренней жизни. Также мы сейчас прорабатываем несколько образов, которые будут воплощать актеры, чтобы максимально насытить программу. В экскурсиях мы не преследуем цель передать точную информацию сухими цифрами, а подаем материал через живые истории.

Одна из экскурсий будет называться «Гуляй город, от рассвета до заката». Сначала мы рассказываем историю Коломенского кремля при полном свете, а дальше в зале начинает темнеть, мы выключаем лампы, опускаем специальные шторы и попадаем в ночной кремль, который зажигает свои огни. Где еще можно посмотреть на Кремль с высоты птичьего полета, да еще и ночью? Зрелище просто потрясающее.

Еще одна наша изюминка – это механическая раздвижная макетная композиция Маринкиной башни высотой два метра – узнаваемого символа Коломны. Мы предлагаем человеку нажать на зеленую кнопку и посмотреть, что же находится внутри этого грандиозного строения. Стена раздвигается на две части, и человек видит все это великолепие – восемь уровней-этажей внутри Маринкиной башни. Можно увидеть и саму Марину Мнишек, которая как в легенде превратилась в ворону и готова улететь.

Эту макетную композицию нам делали ребята-макетчики около года. Они четыре раза приезжали в Коломну, досконально исследовали Маринкину башню изнутри: снимали видео, простреливали размеры лазерной рулеткой.

Мы также хотим применить здесь интерактив через тактильный контакт с вещами прошлых столетий: замками, воротными петлями, засовами. Есть у нас плоскостная проекция-карта Коломенского посада из металла (ее размер два на два метра) с точной детализацией. Также все элементы Кремля имеют подсветку, которую может включить наш гость. Элементы можно будет потрогать, ощутить холод металла. Это отдельная кузнечная тема.

В проекте нам активно помогает наш коломенский кузнец Антон Якушев. Все, что у нас сделано из железа – инсталляции, механизмы, конструкции – это все дело рук Антона. Антон Якушев, этот тот человек, который проникся полностью идеей проекта и самого начала помогал нам создавать всю эту красоту, в его руках металл оживает, на это можно смотреть часами.

Также мы планируем развивать нашу пряничную лавку, выходить на глобальные масштабы. В наступившем году готовим открытие интернет-магазина и своего производства. Запросы на подарки и наборы начали поступать еще в прошлом году, а мы были к этому не готовы. Всего около двух месяцев как мы открылись, а заполняемость зала уже зашкаливает, причем только на местном локальном трафике и без привлечения туроператоров.

– Вы ожидали большой отклик туристов с первых недель открытия?

– В принципе, да, потому что привлекательные витрины мы сделали еще год назад, и у людей уже был ажиотаж, все ждали, что откроется что-то новое и интересное. Уже в первую неделю после того, как мы открыли двери, пошла узнаваемость. Дальше начал подключаться московский турпоток, потому что все туристические места в Коломне ими уже были изведаны, они побывали там по несколько раз. Задача на следующий год начать взаимодействие с коллегами по цеху, попробовать делать совместные программы для того, чтобы привлечь турпоток в Коломну.

Основная задача – популяризировать город. Если сюда будет приезжать больше туристов, это в любом случае только положительно повлияет на экономику Коломны. Мы любим свой город. Я живу в Коломне уже двадцать лет, поэтому тоже считаю себя коломенцем.

В этом контексте подсвечу один релиз: в проработке у нас еще один очень крутой проект, на основе нашего названия «Десять зайцев», который мы запустим первого марта 2022 года. Думаю, мы выстрелим, вовлеченность будет просто сумасшедшая. Но в чем именно проект будет заключаться – это пока секрет.

– Почему выбрали название «Десять зайцев»?

– Тут много вариантов, каждый выбирает тот, который ему нравится. Вот несколько из них. Еще до покупки помещения, вместе с кузнецом Павлом Якушевым – братом упоминавшегося Антона Якушева, у нас возникла идея разместить в разных городах Европы десять железных фигурок зайцев. Павел останавливался у своих друзей и коллег в городах Австрии, Франция, Голландии и других странах, делал зайцев и монтировал в качестве арт-объектов. Например, одного из таких зайцев Павел поместил под известным граффити в Голландии. Под мрачной фигурой смерти появился маленький зайчик, который держит в руках объявление со словом «оптимист».

Дальше, когда у нас появилось это помещение по адресу улица Зайцева дом 10, сын однажды сказал: «А мы сегодня поедем в «Десять зайцев». Я подумал – бинго – вот оно название! Хочу отметить, что мы специально не обыгрывали фамилию летчика героя В. А. Зайцева, в честь которого названа улица. Здесь параллельные истории, у нас есть дом номер десять, и есть наши зайцы.

Десять зайцев – это и десять проектов. Мы с супругой всегда смотрим на жизнь с оптимизмом, поэтому есть еще определенные мысли по развитию. Мы всегда смотрим на жизнь легко и понимаем, что на любой вопрос можно найти ответ, а с любой задачей можно справиться. В нашем проекте в первую очередь хочется передать эту позитивную энергию. Когда я вижу радостные детские лица и читаю положительные отзывы наших гостей, понимаю, что мы со своей миссией справились. Будем развиваться дальше, придумывать новые проекты, все еще впереди. Мы точно войдем в топ 3 посещаемых мест Коломны.