Алена Дымченко: «Музей «Лесной стадион» поможет ребенку поверить в себя и свои силы»

Герои Подмосковья
Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Алена Игоревна Дымченко – создатель агро-туристического комплекса «Дикие белки» в деревне Оксино городского округа Чехов. В прошлом году на территории комплекса был открыт первый в Подмосковье частный музей легкой атлетики «Лесной стадион». Алена Игоревна рассказала порталу «Подмосковье сегодня» о концепции нового интерактивного музея, который будет интересен не только профессиональным спортсменам и любителям легкой атлетики, но и широкому кругу гостей и, в первую очередь, детям.

– Алена Игоревна, какова главная идея парка «Дикие белки»?

– Наш агро-туристический комплекс включает в себя два отдельных летних парка с играми разной направленности: Парк Приключений и Парк Лабиринт. Они включают в себя веревочный парк, надувные конструкции и батуты, разные виды лабиринтов, всесезонные горки для тюбинга, водные игры и т. д. Также у нас есть ферма с альпийскими козами, причем мы занимаемся реальным животноводством: проводим искусственное осеменение, селекцию, у нас стоит серьезное оборудование, доильные системы. Не имея статуса племзавода, мы вышли на такой высокий уровень, что племхозяйства сами закупают у нас козлов-производителей.

Главная идея нашего комплекса – это реальная жизнь, а цель – оторвать детей от гаджетов. Все развлечения в парках построены по этому принципу. Мы пропагандируем здоровый и активный образ жизни, отсюда и ферма, и полезная еда, и движение, и, конечно, спорт.

Гаджеты опасны тем, что в компьютерных играх ребенок всегда побеждает, но затем сталкивается с реальной жизнью, где, оказывается, даже не может держать молоток в руке. Для него это стресс: ломается представление о себе как о победителе. Современное воспитание и школьное образование отличается в этом смысле от советского, где нас, людей старшего поколения, готовили к реальной жизни, к тому, чтобы выживать. Мы сами все умели: бегать, работать руками, справляться с трудностями, ходить в настоящие походы.

Одна из наших целей – это просвещение, что отражено в полном названии нашего комплекса (агро-туристический, просветительский). Мы также планируем достроить цех, где будем обучать ребят резьбе по дереву. Хотим не просто проводить разовые мастер-классы, а чтобы ребенок по-настоящему осваивал этот ремесленный навык.

Тот же подход и в музее «Лесной стадион», где ребенок не только получит знания по истории спорта и легкой атлетики, но и испытает себя в деле, приобретет уверенность в силе и способностях человека, а, значит, и уверенность в себе. Мы хотим донести до ребенка, что человек от природы сильный, но чтобы достичь результата, нужно трудиться и тренироваться.

– Вы сами связаны с легкой атлетикой?

– Я занималась легкой атлетикой со школьных лет. Профессиональным спортсменом не стала, но поддерживала отношения со своим тренером Александром Астафьевичем Паксиватовым. Он много лет назад увлекся коллекционированием предметов, которые связаны с этой спортивной дисциплиной, и постепенно собрал целую экспозицию, которую показывал в школах, на разных мероприятиях. Он работал учителем физкультуры, вел секцию, и параллельно образовывал и просвещал детей через свою коллекцию.

Пару лет назад я предложила выставить коллекцию Александра Астафьевича на постоянной основе на территории нашего парка. Я понимала, что просто «Музей легкой атлетики» не вызовет интереса у широкого круга гостей, поэтому мы решили сделать его интерактивным. Музей не зря называется «Лесной стадион»: мы делаем сектора для толкания ядра, метания диска, прыжков в высоту и длину, беговую дорожку.

Мы уже проводили программу с небольшой лекционной частью и интерактивной составляющей. Сначала мы заводим детей в музей и даем общую информацию, но дозировано, потому что осознаем, что ребята приехали в парк развлекаться. Невозможно заставить их долго слушать о том, кто такие Виктор Маркин, Валерий Брумель или Татьяна Гойшик. Они едва ли это запомнят, увы. Мы пытаемся вызвать их интерес через развлечение и диалог.

Начинаем с простого вопроса – откуда возник спорт? Часто отвечают, что спорт начался в Древней Греции, но в ту эпоху состязания были в большей степени развлечением. Не случайно соревнования назывались Олимпийскими играми. Корни спорта лежат в играх, народных забавах и гуляниях, а в точном смысле слова спорт, на наш взгляд, начался с Пьера де Кубертена, который организовал первые Олимпийские игры современности в 1896 году. С этого времени к спорту начали относиться не просто как к состязаниям или забаве, но стал важен результат.

Развитию спортивного движения предшествовал целый ряд войн. Мне кажется, это тоже подтолкнуло к продвижению международных спортивных соревнований, как своего рода мирной альтернативе войнам.

– Музей ориентирован, прежде всего, на детей?

– Наш музей рассчитан на две аудитории. Первая – это профессиональные спортсмены и учащиеся спортивных школ. Вторая – это дети и взрослые, которые не имеют отношения к спорту и просто пришли в парк. Таким гостям нужно заложить некую базу, чтобы они понимали, откуда вышел спорт, как он развивался, и какие виды легкой атлетики существуют. Эта часть вместе с короткой викториной займет не больше 20-25 минут.

Для закрепления информации мы проводим интерактивную часть. Выходим на стадион, даем ребенку ядро, он встает на сектор и пробует толкать его. Потом показываем флажок, который отмечает мировой рекорд, и после того, как ребенок сам держал в руках снаряд, он хорошо запомнит рекорд, потому что это знание подкреплено опытом и детской эмоцией. То же самое касается и других видов легкой атлетики, в которых ребята могут себя попробовать. Детям очень нравится интерактивная часть программы, они даже выстраиваются в очередь, чтобы проверить свои силы по второму, третьему разу.

– В основе экспозиции коллекция вашего школьного преподавателя?

– На момент открытия в сентябре 2020 года наполнением музея занимался Александр Астафьевич, а я выступала только как инвестор. Однако с весны 2021 года Александр Астафьевич перестал с нами сотрудничать, поэтому сейчас его коллекции у нас нет, мы заполняем музей практически с нуля.

Мы много инвестировали в проект, получили определенную известность, поэтому обратного пути не было: закрыть музей после ухода Александра Астафьевича уже не могли. При этом изначально я сама бы не рискнула открывать такой музей, потому что я все-таки не профессиональный спортсмен.

К счастью, оказалось, что в соседнем с нами поселке живет Гаяр Гарифович Айнетдинов – судья по легкой атлетике международного уровня, один из 12 в России, который имеет право аттестовать других судей. Он и перенял эстафетную палочку, если выражаться терминами легкой атлетики, и теперь курирует профессиональную часть нашего проекта. Супруга Гаяра Гарифовича тоже легкоатлетка, мастер спорта. Они дружат с олимпийской чемпионкой Марией Джумабаевной Пинигиной и другими известными спортсменами.

К слову, мы поддерживаем отношения со многими заслуженными мастерами спорта, мировыми рекордсменами и олимпийскими чемпионами. В 2020 году на открытие и последующие мероприятия приезжали известные спортсмены: уже упоминавшаяся Мария Джумабаевна Пинигина, Леонид Николаевич Мосеев, Наталья Викторовна Назарова, Елена Лашманова, первый вице-президент и член Президиума Всероссийской федерации легкой атлетики Ирина Анатольевна Привалова и другие.

– Какие экспонаты можно сегодня увидеть в вашем музее?

– Сейчас мы готовим новую экспозицию. В этом году скончался спортивный судья Юрий Александрович Целебрицкий, и его супруга, передала нам часть архивов, в частности полную подшивку советского журнала «Легкая атлетика», который издавался с 1955 года. Часть материала подарил нам Владимир Николаевич Спичков, соавтор энциклопедии легкой атлетики.

Интересные экспонаты мы покупаем на аукционах. Например, мы приобрели во Франции на торгах бейджи членов Олимпийских комитетов разных лет, в том числе бейдж Олимпиады в Берлине 1936 года. Также я приобрела афиши и полную подписку спортивного журнала, издававшегося во Франции с 1920 по 1969 год. Там можно найти всю информацию по олимпийскому движению: рекорды, статистику, фото. У нас можно увидеть копию автографа Пьера де Кубертена. К слову, оригинал автографа в этом году на торгах в Каннах был продан музею Олимпийских игр в Швейцарии за 165 тысяч евро.

Экспозиция будет делиться соответственно видам легкой атлетики: прыжкам в длину, в высоту, метанию диска, бегу: спринтерам, марафонцам, суточникам, барьерным бегунам… Отдельные витрины будут посвящены спортивным судьям, тренерам, паралимпийцам. Часть экспозиции полностью посвятим Олимпиаде-80. Обязательно отметим в музее чемпионаты мира по легкой атлетике, которые проходили в нашей стране.

Экспозиция будет очень содержательной, поэтому заинтересует профессионалов. Мы хотим проводить в музее мероприятия не только для широкого круга, но и для спортивных клубов, секций, спортсменов и любителей легкой атлетики. Однако моя цель сделать музей интересным и для обычных детей.

Через парки мы создали приток детей в наш музей. Трудно представить, чтобы родители решили целенаправленно повести ребенка в музей легкой атлетики. Получается, что мы подталкиваем детей туда зайти, даже если поначалу они не догадываются, что там им понравится. Название «музей легкой атлетики» звучит для них непонятно, может сбить с толку. В развлекательных парках за сезон проходит до 40 тысяч посетителей, и эту целевую аудиторию мы и приводим в музей «Лесной стадион».

Мы даже планируем организовать доставку посетителей до музея в развлекательном виде: в коляске, запряженной ездовыми собаками. Раньше катал гостей козел, но проблема в том, что летом эти животные начинают сильно пахнуть. Мы купили специальную тележку и сейчас обучаем ездовых собак. Это не наше изобретение. Во времена, когда лошади использовались для войн, было обычным делом запрягать в мирных целях козлов, ослов и собак – все, что не могла забрать армия.

Музей легкой атлетики мы рассматриваем, в том числе, как альтернативу ферме, потому что уже физически не можем взять весь парк на экскурсию к животным. Большую популярность посещение фермы получило последние года три. Летом к началу экскурсии буквально весь парк снимается и хочет попасть на экскурсию.

– А почему комплекс носит название «Дикие белки»?

– По аналогии с детьми белки активные, живые, неагрессивные, добрые и вездесущие. У нас есть большой вольер с белками, размещенный вокруг дерева. Когда дует ветер, дерево качается, и образуются отверстия, через которые белки выходят. Удивительно, что они не убегают в лес – мы открываем дверь, и они сами заходят обратно.

У нас вообще очень комфортное для животных место: в округе водятся лисы, совы, соколы. Это отражено в топонимике: Сокольниково, Соколиная гора. Обилие соколов стало для нас даже проблемой, потому что они бьют птиц на нашей голубятне.

– Вы осознано выбирали место для парка в Чеховском районе?

– Мы много ездили по Подмосковью, смотрели разные варианты. Может быть, сыграло роль то, что раньше мы жили недалеко на границе Чеховского и Подольского районов в деревне Валищево. Главным условием нашего поиска был тупик, потому что мы прекрасно понимали, что парки – это шум, а животные – запахи. Однако вышло так, что мы купили землю в тупике, а потом вокруг нас постепенно выросли дачные поселки. Надеюсь, что те, кто застраивался здесь, знали, на что шли. С другой стороны, в соседнем поселке дачники уже и сами держат и петухов, и коз, и даже коров.

Одна из наших задач, чтобы дети приобщались к ручному труду. Сейчас все делается 3D машинами, станками, а ремесло утрачивается. Я не против современных технологий, но дети должны уметь сами делать элементарные базовые вещи. Это помогает ребенку поверить в себя и свои силы. Из телевизора постоянно идет сильное психологическое давление: закрыли границы, ввели санкции, взлетел курс валюты, нефть разлилась в океане, птицы гибнут и т.д. Страхи взрослых сказываются на детях. Надо показать детям, что мы умеем выживать, у нас много прекрасных примеров, поэтому можно жить спокойно, верить в себя, состязаться, развлекаться, заниматься спортом и быть счастливым.