Выберите город
Выберите город

Наталья Яковлева: «Суть кооперативного движения в объединении людей»

13:32, 07 июля 2021

Инициативная группа сотрудников и студентов Российского университета кооперации, расположенного в Мытищах, представила в 2021 году проект «Вендинг по-советски». Целью проекта является восстановление уникальных экспонатов университетского музея: четырех вендинговых аппаратов середины XX века. Директор научно-образовательного центра «Музей истории потребительской кооперации» в Мытищах Наталья Яковлева рассказала порталу «Подмосковье сегодня» о проекте, об истории потребительской кооперации и концепции музея.

Наталья, немногие знают о существовании Музея потребительской кооперации в Мытищах. Когда он был создан?

Музей был основан еще в 1966 году. Первый директор музея Владимир Васильевич Семенов проделал большую работу, создавая экспозицию. Он разослал большое количество писем и запросов в потребительские общества по всему Советскому Союзу, собрал ценные экспонаты. До 2012 года экспозиция находилась в другом виде и другом помещении. Мы сейчас активно дорабатываем и модернизируем экспозицию, меняем ее целыми блоками.

Раньше это был именно ведомственный музей, а мне как музейному работнику хотелось, чтобы сюда приходили обычные люди, в том числе дети. Мы стали проводить игры, устраивать квесты. Площадка ожила, стала более открытой.

Мы являемся научно-образовательным центром, который включен в научную деятельность Российского университета кооперации, поэтому используем наш ресурс и привлекаем к работе музея студентов. Я даю возможность ребятам попробовать себя в близких им направлениях деятельности. Например, мы провели среди наших студентов конкурс на логотип музея. Работа победителя будет присутствовать на нашей сувенирной продукции.

Также я готовлю экскурсоводов из числа студентов. Кто-то занимается с детьми, помогает проводить елки, праздники и другие мероприятия. Кому-то больше нравится работать с бумагами в фондах, сканировать, систематизировать данные. Этот опыт и навыки пригодятся ребятам в дальнейшей профессиональной деятельности.

Как музей мы входим в Международный совет музеев ИКОМ (ICOM), участвуем в московской олимпиаде «Музеи, парки и усадьбы». С сентября мы планируем проводить акцию «Урок в музее», приглашать на нашу площадку школьников и учителей. Таким образом, мы постепенно выходим за рамки ведомственного музея.

Что такое потребительская кооперация? Когда она возникла?

Английский философ Роберт Оуэн считается первым, кто сформулировал идеи кооперативного движения. Эти принципы впоследствии легли в основу Рочдейлского потребительского общества. В небольшом английском городе Рочдейл в 1844 году было организовано потребительское общество, ставшее образцом для всех последующих кооперативов.

А когда кооперативное движение появилось в нашей стране?

Историкам советского периода было важно найти связку между кооперацией и декабристами. Декабристы, сосланные в Сибирь, действительно вели совместное хозяйство, но это были скорее артели или товарищества. Хотя традиционно мы ведем отсчет истории кооперативного движения в России от декабристов, многие исследователи оспаривают эту датировку.

Один из принципов кооперативного дела заключается в том, что люди должны иметь личную свободу и свободно распоряжаться своими финансами. Декабристы вели совместное хозяйство, они ничего на этом не зарабатывали. Когда же была открыта лавка в Рочдейле, ее основатели понимали, что целью является торговля. Сначала они торговали маслом и мукой два раза в неделю, потом добавили чай, табак и хлеб. Затем открыли помещение для собрания членов по субботам, а впоследствии построили школу.

Для всех кооперативов было характерно параллельное ведение образовательной деятельности. Потребительские общества не только открывали торговые помещения, лавки и магазины, но и делали специальные отчисления на досуговую и образовательную часть. При кооперативах открылось много школ, и в конце XIX века такие школы были и в нашей стране. Открывались и краеведческие музеи, потому что кооператорам было важно найти самоидентификацию, выделиться среди остальных.

Начало кооперативной деятельности, как я уже говорила, связывают с декабристами, но подлинный кооператив открылся в России позже. У нас есть полуофициальная дата, о которой мы пишем аккуратно, ссылаясь на заметку из журнала общества потребителей 1913 года. Там говорится, что первый кооператив в Российской империи был открыт в 1865 году в Риге.

В экспозиции и фондах нашего музея есть много интересных фотографий конца XIX – начала XX века. В это время в Российской империи начинается рост числа кооперативов и формирование единого общества потребителей. Огромный успех нового движения был связан, скорее всего, с тем, что оно шло снизу, не навязывалось властями.

Кооперативы открывались при фабриках, заводах, в селах или деревнях. Новая деятельность долгое время не была регламентирована. По этой причине в журналах начала XX века можно встретить информацию о том, как полицейские задерживали и арестовывали кооперативных деятелей, а кооперативы закрывали. Первый закон, регламентировавший деятельность кооперативов, вышел только в 1911 году. Законотворческая система сильно отставала от реальности.

В чем видели опасность кооперативов?

Надо учитывать непростое время: 1905 год, забастовки и стачки на фабриках. Рабочие начали обозначать и отстаивать свои права. Например, упоминавшийся Роберт Оуэн призывал сократить рабочий день, запретить привлекать к фабричному труду детей, которым не исполнилось 10 лет. Кооперативное собрание внешне могло напоминать собрание революционеров. Такая деятельность вызывала много вопросов и подозрений.

Тем не менее, кооперативное движение развивалось. Можно оценить его размах по большому числу специальных изданий, книг, брошюр. Огромное количество людей было вовлечено в эту деятельность. Покупались целые здания в Москве, где располагались комитеты кооперативов.

Деятельность обществ потребителей объединяла людей разных призваний, в том числе людей творческих. Например, Иван Николаевич Крамской организовал артель художников, которая была своеобразным творческим кооперативом. Крамской придумал хороший вариант взаимодействия людей: у кого-то есть талант написать картину, а у кого-то умение продать.

Еще одним успешным начинанием стал кооператив, основанный Николаем Васильевичем Верещагиным – общественным деятелем, братом известного художника В.В. Верещагина. В 1866 году он открыл первую в России артельную сыроварню, которую тоже можно назвать одним из ранних отечественных кооперативов. Новые условия жизни, сложившиеся после отмены крепостного права, подталкивали крестьян к тому, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно.

Чем кооператив отличался от артели?

Артель – это организация, участники которой могли вкладываться только своим трудом, а члены кооператива вкладывались в весь процесс: в создание сыроварни, в производство и продажу сыра. Соответственно, доход от  сыроварни тоже распределялся на всех членов кооператива. Для кооперативов прописывался устав, в котором обозначалось, кто какой процент от прибыли получит и т.д.

Третьей знаковой датой в истории кооперативного движения в России после декабристов и общества в Риге считают 1867 год основание Кыновского общества потребителей (Пермская губерния). Часть исследователей утверждает, что именно оттуда пошла отечественная кооперация. В музее есть макет лавки Кыновской кооперации, созданный нашим студентом.

До революции потребительских обществ было много, но нам особенно интересна история местной мытищинской кооперации. Недавно у нас сформировалась целая витрина, которая посвящена Мытищинскому потребительскому обществу. Представлена расчетно-членская книжка Болеслава Ефимовича Зенковича, главы и основателя местного потребительского общества. Другим членом правления был Филипп Васильевич Попенков. У нас представлены дореволюционные уставы и других потребительских обществ России. Все они составлены по единой типовой форме, которая была разработана в 1908 году.

В кооперативных магазинах можно было купить самые разные товары: посуду, продукты и т.д. Существовали особые денежные знаки, на которые служащие потребительского общества могли, например, посещать кооперативную столовую. Фактически в кооперативах была своя внутренняя валюта. У нас есть интересный образец этой внутренней валюты два рубля Мытищинского потребительского общества.

Как изменилось положение кооперативов в России после 1917 года?

После революции деятельность обществ трансформировалась. Так как частное предпринимательство стало вести невозможно, вся кооперативная система была интегрирована в структуру управления государством. Был создан Центросоюз, который объединил под собой все потребительские общества страны. В советские годы нельзя было существовать отдельно от Центросоюза.

Система кооперативов после революции сохранилась благодаря В.И. Ленину, который написал статью о важности кооперативного движения. В ней он позитивно отзывался о кооперации и утверждал, что потребительские общества способны решить многие проблемы, вставшие перед страной. Конечно, деятельность кооперативов была теперь регламентирована указаниями и директивами. Вместо свободного выбора членство стали навязывать. Это негативно сказалось на кооперативном движении.

Вступать в кооперативы призывали многочисленные агитационные плакаты. К слову, в Мытищинской галерее мы открывали выставку  советского плаката из нашей коллекции. Сейчас наша выставка работает в московском музее «Садовое кольцо». Там тоже представлены плакаты, но в основном рассказ идет о чае. Дело в том, что в 1927 году Центросоюз стал главным управлением, которое координировало все этапы производства и торговли чаем в Советском Союзе.

В систему потребительской кооперации входили чайные магазины, кафе, рестораны, дома отдыха... Многие люди тогда жили идеей кооперативного движения.

Расскажите о проекте «Вендинг по-советски»

Этот проект я подготовила совместно со студентами. У нас представлено четыре редких вендинговых аппарата советских времен: одеколон, спички, карандаши и тетради. В советском фильме «Королева бензоколонки» есть кадры, где герой опускает две копейки в аппарат с одеколоном и... пульверизатор не срабатывает. Точно такой же автомат представлен у нас в музее. Одеколон ставили обычно в больших универмагах или в парикмахерских, но тираж этих аппаратов был невелик.

Вендинговые машины были электрическими и механическими. Пик их выпуска длился буквально одно десятилетие. Тогда подобные автоматы ставили повсеместно, и почти все они выпускались на заводе Торгмаш в Калининграде. За короткие сроки был начат выпуск оборудования самых разных наименований: газеты, билеты, спички, карандаши и т.д. В Москве даже открывались полностью автоматизированные закусочные. Однако мало что из перечисленного прижилось. Долгое время просуществовали только аппараты с газетами, билетами и газированной водой.

В массовом выпуске вендинговых аппаратов была определенная цель. Надо было освободить людей от работы в торговле, чтобы они пошли на фабрики, в легкую промышленность. После войны население сократилось, поэтому руководство страны пыталось выйти из кризиса нехватки рабочих рук. Человеческий ресурс хотели перенаправить из сферы торговли в другое русло.

Ваша цель отремонтировать аппараты, чтобы они заработали?

Да. Именно с этой целью мы создали проект «Вендинг по-советски» на краудфандинговой площадке «Планета». На самом деле для ремонта не потребуется огромных средств. Например, чтобы восстановить механический аппарат с карандашами нужно около 10 тысяч рублей. Мы планируем разработать сувениры, например, спичечные коробки с этикеткой в советском стиле. У нас уже есть макеты тетрадей и карандашей, которые можно было бы поместить в наши автоматы.

В этом году мы повезем четыре вендинговых аппарата в Тулу, где Центросоюз будет проводить форум, посвященный 190-летию кооперативного движения в России. Два дня на территории Тульского кремля будет идти большая выставка, в том числе с участием наших вендинговых аппаратов.

Как эти аппараты оказались в вашей коллекции?

Они попали в музей относительно недавно, в 2015 году. Изначально автоматы стояли на кафедре товароведения нашего университета в качестве учебного материала. У нас в классах вообще много было и есть интерактивных материалов, например, целый магазин с кассой и витринами. Интерактивность в обучении всегда была отличительной чертой нашего ВУЗа. Мне как музейщику это очень понравилось.

Вы и раньше занимались музейным делом?

Да, моя специальность музейное дело и охрана памятников. Я обучалась в Центральном музее современной истории России (ранее «Музей революции»). Долгое время работала в Королеве в музейном объединении, которое сейчас называется «Музеи наукограда Королев». Также я работала в туризме, в школе, поэтому имею комплексный опыт. Мне близка суть кооперативного движения. Главная идея его в том, чтобы люди объединялись, вместе делали общее дело.

Антон Саков

© 2021 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх