Олеся Жильцова: «В нашем музее каждый найдет любимую игрушку из детства»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Супруги Семен и Олеся Жильцовы из Сергиева Посада несколько лет назад увлеклись коллекционированием старых советских игрушек, и со временем семейное хобби переросло в частный Музей советского детства. Необычная экспозиция находится недалеко от Троице-Сергиевой лавры в одном из помещений бывшей Трикотажной фабрики. Супруги собрали здесь куклы, машинки, заводные игрушки, наборы конструкторов, настольные игры, педальный транспорт и многие другие предметы, знакомые каждому советскому ребенку. Олеся Жильцова рассказала порталу «Подмосковье сегодня» о своем проекте, а также о новом Музее частных коллекций, который открылся летом 2020 года в том же здании.
–Олеся, расскажите о концепции Музея советского детства.
– У нас представлены советские игрушки детей разных возрастов, начиная от кукол для самых маленьких и заканчивая игрушками для школьников. Каждый наш гость обязательно найдет в музее свою любимую игрушку из детства, вспомнит людей, с которыми она была связана, зарядится положительными эмоциями. Ведь детство – это время, когда все мы были самыми счастливыми, чувствовали себя в безопасности рядом с любимыми родителями.
Однако наша экспозиция нацелена не только на приятные воспоминания. Мы проводим экскурсию, посвященную истории игрушки и значению Сергиева Посада – прежнего Загорска – в ее производстве. С 1931 года в Загорске находился единственный в стране Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки. Именно в нашем городе работали те мастера, технологи и скульпторы, которые создавали проекты многих советских игрушек. Здесь готовились чертежи, выверялись технические процессы, чтобы игрушка была безопасной как физически, так и психологически.
Мы начинаем рассказ с самых первых советских целлулоидных кукол, игрушек из папье-маше и прессованного пенопласта, а заканчиваем более современными западными «Барби» и «Киндер-сюрпризами». Этим мы хотим продемонстрировать разницу между советской румяной куколкой и тем, что пришло ей на смену на исходе советской эпохи. Пластиковые диснеевские персонажи сменили героев советских мультфильмов – Карлсона, Волка и Зайца из «Ну, Погоди!» и т.д. Для этого мы немного расширили границы советского детства и воссоздали интерьер комнаты конца 1980-х – начала 1990-х годов, потому что многие наши посетители выросли уже в этот период.
Интерьерные комнаты – это, наверное, главная изюминка нашего музея. В них мы до мельчайших деталей воссоздали типичную домашнюю обстановку прошлых лет. В уголке 1930-х годов у нас, например, стоит металлическая детская кроватка 1937 года, которая настолько прочна, что могла бы и сегодня служить по назначению. В интерьерной комнате середины 1950-х годов мы показываем вещи, которые стояли в каждом доме: панцирную кровать, круглый стол, за которым могла собраться вся семья, сервант с сервизом и статуэтками, радиолу – устройство, сочетавшее в себе радио и проигрыватель с пластинками. Точно датировать такой интерьер сложно, потому что старые вещи хранились и передавались в семье. У некоторых бабушек и сейчас можно увидеть подобную обстановку в доме, за исключением телевизора и телефона.
Вторая интерьерная комната отражает быт начала 1990-х годов. На стенах появляются фотообои, ковер уже лежит на полу, а не висит на стене, как в 1950-х. Техника становится более современной: в семьях появляется цветной импортный телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, приставки «Денди» и «Сега»…
Но вернемся к экспозиции советских игрушек. Особенной любовью наших гостей пользуется первая советская интерактивная (как мы ее называем) кукла «Непослушная Аленка». Если мы поднесем ложку ко рту девочки, она будет отворачиваться, крутить головкой. На самом деле устройство игрушки очень простое: в рот куклы и в ложку вставлены магниты, которые противодействуют и отталкиваются друг от друга.
– Такая кукла, наверное, была не у каждой советской девочки?
– Вообще игрушки стоили дорого, за исключением карманных дешевых «пупсов». Куклы с прической, с закрывающимися глазами, с механизмом, позволявшим водить их за руку, конечно, стоили денег и были доступны не каждой семье. Наши гости, тем не менее, узнают «Непослушную Аленку». Если ее не было лично у них, то у двоюродной сестры или подружки они ее точно видели.
Большую любовь девочки испытывали к куклам из ГДР. На то время они казались современнее советских. У них были мягкие прошитые волосы, которые не выпадали при купании, а глаза сделаны почти как живые. Но лично мне ближе лица наших отечественных кукол.
– Как развивалось производство кукол в СССР в разные годы?
– У первых советских кукол не были прошиты волосы, глазки не моргали, а самые простейшие целлулоидные куклы 1950-х годов назывались «голышами», потому что продавались без одежды. Предполагалось, что девочка с бабушкой или мамой сама сошьет или свяжет одежду кукле. Целлулоид – это ломкий и колкий материал, такие куклы часто разбивались или лопались, поэтому их сохранилось немного. В 1970-е и 1980-е годы производились похожие пупсы, но уже из пластмассы. В 1980-х годах стали распространены более близкие нам куклы с резиновыми лицами и телом.
– А какие игрушки были у мальчиков?
– Гордость моего супруга – это стеллаж с коллекцией металлических машинок, которую он сам собирал. Игрушки делались достаточно большими, и на некоторых грузовиках старшие дети могли катать домашних животных или даже младших братьев и сестер. Главное отличие советских машинок от современных в том, что они очень близки к оригиналу: до мелочей повторяют формы реальных марок грузовиков и тракторов. Здесь нет ни «бэтмобилей», ни чего-то фэнтезийного, и ребенок, играя в машинки, планировал, кем он станет, когда вырастет. Мальчик представлял себя водителем грузовика, строителем или рабочим на экскаваторе. Советские игрушки пропагандировали именно рабочие профессии, и, наверное, здорово, что ребенок играл в конкретную жизнь, а не во что-то фантастическое.
Еще один интересный экспонат – железная дорога «Пионерская» 1956 года. Полотно дороги и вагончики поставлялись в дома пионеров, где дети сами конструировали пути, изобретали макет, по которому будут ездить игрушечные поезда. Одни ребята изготавливали деревья и ландшафт, другие подсоединяли провода и налаживали подачу электричества. Наш макет современный, но он воссоздан по старой советской открытке, на которой запечатлен именно такой пейзаж. Через эту игру школьники могли похвастаться перед родителями и друзьями работой своих рук, ведь не так просто сконструировать действующую железную дорогу.
Дорогой педальный транспорт, конечно, был не у каждого ребенка, но такую машинку можно было взять напрокат в парке. Многие слышали выражение «конь педальный», а у нас такой вид транспорта можно посмотреть в экспозиции. Редкий экспонат – детский педальный мотороллер «Крошка», производившийся в Казахстане. Это была маленькая копия настоящего мотороллера «Вятка», который, в свою очередь, копировал итальянский скутер «Веспа».
– Почему вы увлеклись именно советскими игрушками?
– Мы с супругом начали коллекционировать игрушки примерно пять лет назад. Началось все с вопроса наших детей, которые однажды поинтересовались, существуют ли российские игрушки или все «MadeinChina»? Тогда мы достали из коробок игрушки нашего детства, начали им рассказывать про них и сами с удовольствием вспоминали. Это занятие так увлекло нас, что даже захотелось найти и купить свои утерянные куклы и машинки, потому что многое выкидывалось – казалось, что никому не будет нужно.
Когда к нам приходили друзья и видели наши домашние экспонаты, тоже узнавали в них свои любимые игрушки. Мы заметили, какие позитивные эмоции дарит им вид этих старых машинок и кукол. Старые игрушки не только пробуждают теплые воспоминания, но буквально преображают человека, хотя в обычное время он, может быть, даже и не вспомнил бы о них. Так появилась идея поделиться своей коллекцией с другими. Может быть, в экспозиции есть небольшая нагруженность – игрушек много, но мы не решаемся что-то убрать, потому что кто-то может не увидеть любимую игрушку, ради которой он пришел к нам в музей.
– А как современные дети реагируют на советские игрушки?
– Во-первых, мы устраиваем игры, чтобы было интересно ребятам разных возрастов, хотя сама экскурсия построена так, чтобы никто не скучал: ни взрослые, ни дети. Сам вид металлической машинки приводит в восторг любого ребенка, которому 7-8 лет, и современные дети не исключение. Часто приходится слышать, как ребята просят после экскурсии родителей купить им именно такие игрушки. Всем нравится старая железная дорога, а девочки в восторге от нашей «Непослушной Аленки». Кому-то нравятся советские куклы, потому что они добрые, тем более, что персонажей старых мультиков современные дети тоже знают.
Мы также пытаемся найти и собрать игрушки отечественного производства, которые производятся по старым образцам до сих пор. Все они представлены в сувенирной лавке музея. Например, ту же самую «Неваляшку», которую изготавливали в 1959-м году на Тамбовском пороховом заводе, продолжают делать и сегодня. У нас можно купить и классическую юлу, которую по-прежнему выпускают в Мытищах.
– Расскажите о вашем новом проекте – Музее частных коллекций.
– Музей частных коллекций открылся 1 августа 2020 года в годовщину открытия Музея советского детства. Когда мы создавали первый музей, нам приходилось часто общаться с другими коллекционерами, которых оказалось много и в Сергиевом Посаде, и в соседних городах. Их коллекции не вписывались напрямую в рассказ о советском детстве, но были достойны того, чтобы их увидели посетители. Так пришла идея создать музей, где экспонировались бы частные коллекции самых разных тем и направлений.
На данный момент у нас проходит новогодняя выставка, где представлены собрания Ольги Рябцевой из Москвы, Галины Валерьевны Чистяковой из Ивантеевки, Александра Умаровича Грекова и Тамары Никитичны Атюшевой – известных в Сергиевом Посаде коллекционеров. Параллельно с новогодней темой мы представили собрание советских радиоприемников, которые хранятся в семье ныне покойного местного коллекционера Виктора Васильевича Панюкова.
С момента открытия нового музея у нас уже поучаствовало около 20 коллекционеров. Мы стараемся менять экспозицию каждый месяц, и всякий раз пишем новую программу. Экскурсия длится 40-45 минут даже в небольшом пространстве нового музея, потому что хочется рассказать о каждой витрине и о каждом коллекционере. Темы коллекций могут быть самые разные: у нас выставлялись собрания автомобилей и военной техники в миниатюре, солдатики, выполненные из разных материалов лягушки, советские фотоаппараты, пластинки, часы разных отечественных фабрик. Мы рады всем коллекционерам. Только один раз нам пришлось отказать увлеченному человеку, но по техническим причинам: витрины не позволяли экспонировать горные породы и камни весом в пять и более килограммов.
– Когда вы задумались над выставкой собственной коллекции игрушек, почему выбрали именно это место в Сергиевом Посаде?
– Мы начинали собирать коллекцию игрушек, когда жили в Наро-Фоминске, хотя сами мы родом из Сергиева Посада. Мы понимали, что Наро-Фоминск – это не туристический город, поэтому не стали вкладывать средства и выводить музей на определенный уровень, изначально зная, что там достичь этого невозможно. Когда мы переехали обратно в Сергиев Посад, целенаправленно искали место в центре города и в пешей доступности от главной городской достопримечательности, нашей жемчужины – Троице-Сергиевой лавры. Нашли такое помещение на пешеходной улице Карла Маркса, в здании бывшей Трикотажной фабрики.
Первое наше помещение было маленьким, но со временем мы смогли расширить музей. Полгода мы каждый день с мужем по очереди самостоятельно проводили экскурсии, поэтому воочию видели положительную реакцию гостей. Мы убедились, что тема действительно интересна многим и решились на расширение экспозиции. Это не просто тема воспоминаний и ностальгии, а тема целой советской эпохи, хотя мы никак не связаны с политикой или идеологией. Все-таки детство – это время, когда нет разницы, какой в стране политический строй и кто находится у власти. Детство всегда остается чистым и добрым.
– Как вы работаете в период пандемии?
– С 23 октября мы не работали, но после 16 декабря 2020 года подмосковные музеи открыли, и мы теперь можем принимать гостей. Естественно, с соблюдением всех необходимых мер: масок, санитайзеров, рециркуляторов, участием небольших групп экскурсантов.