личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
20 февраля 2019 03:10:55
Герои Подмосковья

Павел Потапов: «Археошкола учит контактировать с прошлым, природой и людьми»

14:03, 22 июня 2016
ВСТРОИТЬ НА САЙТ

Основатель «Археошколы» в городе Ступино Павел Витальевич Потапов расскажет в интервью о воссозданных в наши дни технологиях обработки орудий труда времен палеолита, о «лесном мастерстве», о том, где в окрестностях Ступино проходят такие мероприятия как «Энеолитический уик-энд» и где в Подмосковье находилось древнейшее на его территории человеческое поселение.

– Расскажите об «Археошколе». В чем ее главная идея и как она возникла?

– Главная идея «Археошколы» – это сохранение навыков существования человека в природе. На сегодняшний момент человек довольно далеко ушел от своей естественной среды обитания, мы живем в искусственном   мире и постепенно забываем свои корни и навыки, которые когда-то помогли нам стать Человеком. Спросите себя и своих знакомых – многие ли могут добыть огонь, не прибегая к современным средствам вроде спички или зажигалки? Многие ли могут сегодня изготовить орудия труда своими руками? Я считаю, что эти навыки далеко не лишние, не являются реликтом «темного» прошлого, они актуальны и поныне. Подумайте, любой природный или техногенный катаклизм может разом нарушить наш размеренный темп жизни. Я вспоминаю веерное отключение электричества в южном Подмосковье в 2005 году. Многие горожане тогда были растеряны и не знали, где добыть воды и как дальше быть, благо проблема была быстро устранена. А ураган Катрина поставил жителей Нового Орлеана на грань выживания. Конечно, я надеюсь, что ничего такого не произойдет со мной и моими близкими, но мне кажется полезным знать, как жили люди до изобретения электричества и интернета.

И все же основная идея «Археошколы» – это не подготовка к апокалипсису, а интересное исследование того, кто мы такие, почему мы стали такими, какие есть, и какими мы могли бы стать. Сама идея «Археошколы» родилась еще в детстве, когда я мечтал научиться обрабатывать камень, как персонажи книги «Борьба за огонь». Мне тогда был интересен бронзовый век Троянской войны и подобные истории. Три или четыре года назад я стал придумывать такое место, которое было бы интересно мне, когда я был ребенком. В детстве мне как раз не хватало такого места, где бы меня научили тому, о чем я читал. Я начал работать, узнавать, экспериментировать и постепенно понял, что могу поделиться знаниями с окружающими. Еще «Археошкола» – это определенный вид познавательного туризма, в котором человек познает себя, учится контактировать с окружающим миром и относиться к нему бережно, беря только то, что необходимо и способствуя тому, чтобы природа обновлялась.

Одно из направлений нашей деятельности называется «бушкрафт». Это понятие можно перевести примерно как «лесное мастерство» или «мастерство пустошей», то есть диких неосвоенных территорий. Сам по себе бушкрафт – это совокупность навыков выживания в дикой природе, опирающийся на опыт охотников-собирателей, которые существуют и поныне, например, бушмены, австралийские аборигены, индейцы и т.д. Эти навыки были разработаны первопроходцами и пионерами новых земель. Это, на мой взгляд, определенная философия, осознание себя частью природы, а не ее хозяином или палачом.

– Как проходят семинары-походы вроде «Энеолитического уик-энда»? Кто может в них участвовать?

– На данный момент основными участниками походов являются члены клуба исторической реконструкции «Легенда», на базе которого и появилась «Археошкола». Каждое такое мероприятие анонсируется в социальных сетях или на сайте клуба. Участвовать может и любой желающий. Мы приветствуем всех, кому интересно развивать себя, интересна история родного края, небезразлична природа и наше место в ней. Участники походов – это люди, которым знакома тяга к приключениям и которые обожают аромат костра и свежий ветер.

В основном наши мероприятия проходят в рамках большого семинара-похода уже упоминавшегося клуба «Легенда» и завершаются фестивалем «Легенды древней Оки». Выездные мероприятия длятся обычно два дня, но есть еще полевые выходы, которые длятся пять или шесть часов. На данный момент у нас есть два традиционных места проведения мероприятий «Археошколы»: озеро Резвань, недалеко от города Ступино и место у реки Ситня возле села Старая Ситня. Там, кстати, отличный выход кремневого пласта, подходящего для отработки наших навыков.

– Сколько всего таких мероприятий уже прошло? Какой поход был наиболее удачным и интересным на ваш взгляд?

– Крупных мероприятий было восемь, в числе которых шесть походов и полевых выходов. В настоящее время начинается новый семинар-поход «Легенды Древней Оки», на котором я постараюсь провести несколько экспериментов и освоить новые навыки, хотя времени в этом году, увы, не так много. Мне сложно выделить какой-то один поход, как самый интересный. Мне кажется, они все увлекательны, хотя большие выезды, конечно, эмоционально более насыщенны. В нашем деле нет неудачи, все походы удачны, ибо на них мы получаем тот или иной опыт, даже если не получается так, как задумывали раньше.

– Расскажите о технологиях древнего человека. Какие из них удалось реконструировать?

– Есть целый ряд древних технологий, например, скол, ретуширование, отжим. Скол – это самая древняя и основная техника обработки камня в раннем палеолите. По сути – это удар одного камня о другой, с целью получения острого края будущего орудия. Несмотря на кажущуюся простоту в этом деле много нюансов. Важна твердость отбойника, то есть инструмента, которым наносится удар. Важен также угол удара и материал, с которым вы работаете, это может быть кремень, обсидиан, базальт или просто речной голыш.

Ретуширование – это способ вторичной обработки орудия, который используется для формирования рабочего края орудия, угла заточки лезвия в зависимости от назначения орудия и последующей его правки. Внешне ретушь выглядит как идущий по краю слой маленьких чешуек, которые получаются при аккуратном скалывании или отжиме.

Отжим – это техника, при которой пластинки или чешуйки камня скалываются не за счет удара, а за счет сильного давления на рабочую платформу камня. Как правило, такое давление осуществляется специальным инструментом – отжимником, который в свою очередь может быть сделан из оленьего или лосиного рога, кости, твердого дерева или, как делали в более поздние времена, из меди. Все эти техники комбинируются. Например, первичная обработка камня как правило ведется с помощью расщепления и отбивки крупных отщепов, а потом орудие дорабатывается с помощью отжима.

Также мы освоили использование земляной печи. Она лепится из глины или вырывается в холме. Земляная печь использовалась со времен неолита для приготовления пищи, обогрева и обжига керамики. Как правило, такая печь топилась «по-черному», то есть у нее не было отдельного дымохода. Все техники интересны, в данный момент меня очень интересует отжим крупных ножевидных пластин с помощью специального рычага. Собираемся провести такой эксперимент на ближайшем выезде.

– Где вы берете информацию о технологиях древнего человека?

– Мне с детства нравились книги о древних людях, об индейцах, я зачитывался, например, «Маленькими дикарями» Сетон-Томпсона. Постепенно от художественной литературы я перешел к более специальной, стал читать статьи наших и зарубежных археологов, антропологов, смотреть научно-популярные фильмы в интернете, а также лекции и вебинары специалистов. Помогают ролики от мастеров обработки камня и, главное, общаюсь со специалистами лично. К сожалению, отечественных роликов крайне мало, а вот зарубежных источников вполне достаточно. Два года назад мне посчастливилось пообщаться с одним из ведущих отечественных специалистов по доисторической обработке камня, археологом, кандидатом исторических наук Сергеем Львом, и даже посетить его мастер-класс.

– Какие стоянки древнего человека находились в окрестностях Ступино?

– В первую очередь стоит упомянуть Зарайскую стоянку, которая считается древнейшим человеческим поселением на территории Московской области и относится к верхнему палеолиту. Это стоянка охотников на мамонтов, которые жили на нашей земле примерно 20-25 тысяч лет назад. Другие памятники, которые приходят на ум, это, например, Старшее Каширское городище, где находится поселение дьяковской культуры 7-6 века до нашей эры. Мне повезло помогать в раскопках небольшого поселения «дьяковцев» в Ступинском районе. Эти раскопки все еще продолжаются.

Вообще в разное время на территории Московской области и соседних областей существовали волосовская, фатьяновская и абашевская археологические культуры каменного и бронзового века. Волосовская культура самая древняя из названных, относится еще к каменному веку. Она некоторое время сосуществовала с фатьяновской и абашевской и впоследствии была, скорее всего, ассимилирована или вытеснена последними.

– «Археошкола» как-то связана с вашей профессией?

– По профессии я психолог, и более десяти лет работаю в сфере молодежной политики. Конечно, занятия «Археошколы» не входят в перечень моих прямых должностных обязанностей, но по духу они очень близки моей работе. Занятия в «Археошколе» гармонизируют человека, позволяют прикоснуться к древним пластам психики, отдохнуть от повседневного городского ритма и погрузиться в себя. Главные задачи занятий: познавать себя и окружающий мир, контактировать со своим прошлым, природой и людьми, находиться на бесконечном пути, полным открытий.

читайте также
Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
вверх