Павел Стенчев: «Горожанин, в отличие от простого жителя, любит город и его облик»

Герои Подмосковья
личный архив Павла Стенчева

Фото: [личный архив Павла Стенчева]

Руководитель отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры в Серпухове Павел Стенчев много лет ведет борьбу за сохранение исторических памятников древнего подмосковного города. Павлу и его единомышленникам удалось спасти от разрушения Крестовоздвиженскую церковь с редким алтарем XVIIIвека, фундамент храма Александра Невского на Площади Ленина, а также механизм уникальных башенных часов, долгие годы находившийся на чердаке жилого здания. В интервью «Подмосковье сегодня» градозащитник рассказал о проблемах охраны памятников старины в Серпухове, среди которых судьба заброшенной ситценабивной фабрики Коншиных и фрагментов серпуховского кремля.

– Павел, с чем связан ваш интерес к теме исторического наследия?

– Мне с детства было интересно все, что связано с прошлым, но официально я стал заниматься темой исторического наследия с 2014 года, когда мы воссоздали серпуховское отделение ВООПИиК. Машину времени не изобретешь, а глядя на старые фотографии, ты словно оказываешься в прошлом. Если бы существовала машина времени, я бы, наверное, не занимался историей.

– Верно ли, что сохранение исторических зданий ситценабивной фабрики, руины которой находятся в центре Серпухова, занимает особенное место среди ваших задач?

– Да, безусловно. Еще весной 2015 года, когда фабрику начали ломать и снесли один из корпусов, мы активно боролись за ее сохранение. Нам удалось добиться того, что весь фабричный комплекс признали объектом, обладающим признаками культурного наследия. Снос был остановлен, но собственник по каким-то причинам не ведет восстановление зданий, и фабрика годами стоит заброшенной. Наша команда, в которую помимо меня входят архитекторы, историки, неравнодушные горожане, приложила все возможные усилия, чтобы сохранить этот исторический объект.

– А как давно фабрика заброшена?

– Официально предприятие закрыли в 2009 году. С тех пор оборудование и станки стали постепенно вывозиться на другие фабрики или распиливаться на металл, а здания разрушаться. При этом на территории фабрики находится памятник федерального значения – палаты первой половины XVIIIвека. Этот уникальный для Серпухова объект пребывает в плачевном состоянии: он сильно пострадал от пожара в 2013 году. Если памятник не нужен стране, а это, повторюсь, объект федерального значения, то, что можем сделать мы, обычные люди, которые любят историю?

На этой же фабрике сохранился другой интересный памятник – Крестовоздвиженский храм XVIIIвека. Я лично добивался того, чтобы землю под храмом, которая принадлежала фабрике, перешла благочинию. Кроме того, я вместе с супругой собственноручно сделал временную кровлю (250 квадратных метров), чтобы законсервировать уникальный алтарь XVIIIвека. Три алтарные апсиды окружены галереей и имеют конхи (своды над алтарем).

– Почему уникален именно этот алтарь?

– Алтарная часть храма сильнее подвергается разрушительному действию осадков, поэтому в основном в старых храмах Серпухова алтари со временем заменялись новыми. Например, рядом с фабрикой находится старинная Троицкая церковь XVIIвека, а алтарь у нее более поздний – XIXвека. Крестовоздвиженская церковь уникальна тем, что у нее сохранились три изначальные алтарные апсиды 1755 года. Уже в наше время 30 лет этот храм стоял заброшенный, без крыши, а на его стенах росли березы. Ценный памятник был в аварийном состоянии, поэтому в 2016 году мы решили не дожидаться, пока он обрушится, а собрались и своими силами сделали крышу.

– Сейчас Крестовоздвиженский храм уже передан благочинию? Есть ли шанс на реставрацию?

– Да, храм передан благочинию, все необходимые документы оформлены. С 2014 в Крестовоздвиженской церкви проводились молебны, но пока храм закрыт для посещения. Церковь входит в общий Перечень порушенных святынь на территории Московской области, находящиеся в каноническом подчинении Московской епархии Русской Православной Церкви. Есть надежда, что в ближайшие годы церковь отреставрируют.

– Почему, на ваш взгляд, годами ничего не удается сделать с руинами фабрики в историческом центре города? Были ли проекты использовать ее постройки?

– Мы уже давно разработали масштабный проект по застройке пустой территории фабрики, и восстановлению и приспособлению под новые цели ее исторических зданий. Проект, который подготовили наши партнеры из архитектурного бюро, был согласован с собственником, однако по неизвестной причине он повис в воздухе. Первоначально собственник хотел все снести и застроить территорию фабрики девятиэтажными панельными домами, но, к счастью, этого не произошло. А ведь земля в этой части города имеет ценный исторический слой. На территории бывшей фабрики сохраняются фундаменты трех разрушенных церквей.

– Неподалеку от бывшей фабрики находится Соборная гора, где когда-то стоял каменный кремль. В каком состоянии сейчас находятся остатки этой старинной крепости?

– Два сохранившихся фрагмента кремля, памятника XVIвека, превращены горожанами, а точнее жителями города в общественный туалет. В конце 1980-х годов властями предпринималась попытка реставрации руин, в частности ремонтировали северный фрагмент прясла стены. Также в 2006 году строители укрепляли свод, чтобы предотвратить обрушение. Но это не касалось восточного фрагмента, который находится напротив военного мемориала. В 2019 году я получил разрешение спилить старые аварийные и сорные деревья на склоне Соборной горы. Мы хотя бы немного очистили древнюю постройку, а это, к слову, федеральный объект культурного наследия.

Я неоднократно писал заявки на реставрацию этих фрагментов стены. Нужно, например, сделать крышу, чтобы уберечь старые камни от осадков. Но у меня есть опасение, как бы реставрация не обернулась тем, что случилось с домом священника на той же Соборной горе. В позапрошлом году был уничтожен старинный дом конца XIXвека (ул. Красная гора д.4), а на его месте поставили новодел. Причем дом не был аварийным или не подлежащим восстановлению – это было крепкое бревенчатое здание. В Туле в кремле восстановили историческую застройку намного грамотней: поставили деревянные здания, которые выглядят очень аутентично среди памятников XVI-XVIIвеков. Это вопрос наличия вкуса у тех, кто проводит реставрацию или реконструкцию.

Был и второй подобный случай, который, правда, удалось предотвратить. В прошлом году во время реконструкции Площади Ленина в Серпухове я с трудом отстоял фундаменты церкви Александра Невского 1889 года. Администрация обещала сохранить исторические фундаменты, но на деле строители стали все срезать и уничтожать экскаватором. Им было проще соорудить новодел из старых камней, чтобы быстрее завершить работы по реконструкции площади.

– Все-таки удалось сохранить старый фундамент церкви?

– Слава Богу, удалось, хотя треть фундамента строители уничтожили. Я фактически на два месяца сдвинул сроки работы по реконструкции площади, потому что пришлось вызывать специалистов Института археологии и официально, по заявке, раскапывать историческую ленту фундамента. Обидно, что кому-то кажется, что проще сломать старое и построить новое из бетона. Мне жалко было смотреть, как человеку любящему историю, когда камни основания православного храма попирали, относились неподобающе.

– Можете назвать позитивный пример реставрации памятников в Серпухове?

- К сожалению, показательных примеров удачной реставрации исторического здания я не знаю. Есть примеры, когда предприниматели дают новую жизнь старому зданию, но это не то же самое, что реставрация. Например, в старом двухэтажном здании у исторического собора местным бизнесменом было открыто кафе. При этом внутри были полностью переделаны все старые перекрытия, балки, стропильная система. Реставрация – это все-таки восстановление, а не реконструкция.

– Но такой вариант лучше, чем снос или бесхозность здания?

– Да, конечно. В случае с фабрикой можно было сделать как раз что-то подобное и привнести в старые здания новое наполнение – открыть в них кафе, спортзалы и т.п. Но есть дома, которые сохранили внутреннюю планировку, интерьеры, печи, лепные потолки, филенчатые дубовые двери. Такие объекты нужно именно реставрировать.

Сейчас мы ищем старый дом, чтобы привести в порядок в рамках фестиваля Том Сойер Фест. В Московской области есть пока только один город, который подключился к этой инициативе – это Сергиев Посад. Фестиваль зародился в Самаре в 2014-15 годах, и его целью является восстановление исторической среды силами волонтеров, причем центральное внимание уделяется деревянным зданиям. Мы планируем подключить к фестивалю и Серпухов. Проблема в том, что не всегда удается найти общий язык с собственниками ветхих деревянных домов. Люди ищут подвох, когда предлагаешь покрасить и отремонтировать их старый дом.

–Какие еще достижения вашей команды в деле сохранения памятников Серпухова вы бы отметили?

– Могу назвать успехом сохранение старинных башенных часов фирмы Фридриха Винтера, которые до революции находились на колокольне Высоцкого монастыря, а в 1930-е годы были перенесены в чердачное помещение жилого здания на Площади Ленина. Мне удалось перенести ценный механизм из неохраняемого чердака в городской музей.

Когда в 2014 году я организовал отделение ВООПИиК в Серпухове, появилась возможность посмотреть часы. Двери на чердак были полностью открыты, а вокруг была настоящая помойка: пивные бутылки, мусор… Кроме того, кто-то уже начал разбирать механизм на детали. Пять лет я добровольно, согласовав формальные вопросы с администрацией, обслуживал и приводил в порядок механизм часов. Недостающие шестеренки мне вытачивали знакомые на заводе, а запустив систему, я раз в шесть дней приходил заводить часы. При этом мне каждые полгода приходилось менять замки на чердак, потому что их регулярно кто-то спиливал и проникал внутрь помещения.

Одно время на трубах отопления чердака спал бомж, чем невольно помогал в охране механизма: отпугивал воров и любопытных. Но в 2019 году наступил переломный момент. Когда проводился капитальный ремонт здания, рабочие, менявшие кровлю, вскрыли двери чердака и начали выламывать шестеренки, видимо, рассчитывая, сдать механизм на металл. Пришлось спасать устройство и в срочном порядке перенести на хранение в музей, где оно сейчас и пребывает в одном из залов постоянной экспозиции.

Успехом можно было назвать постановку на учет, как объект культурного наследия, городскую усадьбу Каштановых на Калужской улице, но в день, когда мы получили охранные документы, здание сгорело. Интерьеры, старинные печи и весь второй этаж оказались утрачены. Мы пытались сохранить здание, собирали документы, Министерство культуры одобрило нашу заявку, но я не могу лично сторожить все старые здания в Серпухове.

К сожалению, в Серпухове утрачено много официально признанных объектов культурного наследия. Еще до начала моей деятельности был сломан старый железный мост через реку Нару. В 2003 году его признали объектом культурного наследия, а в 2004 разрушили. Много зданий в Серпухове числятся объектами культурного наследия, в том числе федерального значения, но физически их нет. За каждый дом идет борьба, и бывает, что историки, архитекторы и люди, которым дорого культурное наследие, проигрывают.

Государство для того и составляет список объектов культурного наследия, чтобы сохранить их официально и по закону. У нас есть, допустим, закон, предписывающий не курить в общественных местах, и его соблюдают, а нарушителей ждет штраф. Точно также нельзя по закону ломать и наносить ущерб памятникам истории, которые входят в список объектов культурного наследия. Но, к сожалению, закон нарушается, и началось это не сегодня или вчера. Еще в 1920-е годы Серпуховский кремль, 70 процентов стен которого сохранялось, был внесен по инициативе известного архитектора П.Д. Барановского в список объектов культурного наследия. В 1934 году, несмотря на статус, наш Серпуховский кремль снесли. Точно также в советские годы были снесены многие исторически ценные храмы. Эта печальная традиция продолжается.

– Как изменить эту тенденцию?

– Спасать памятники будет сложно до тех пор, пока у жителей города не изменится мировоззрение. Должно появиться понимание, что старое красивое здание нужно сохранять. Я отличаю понятия «горожанин» и «житель города». У жителя потребительское отношение к месту, где он живет, он считает, что ему все должны. А горожанин любит свой город и его облик. Горожанин может, например, и сам почистить снег у машины, а не ждать пока власти пришлют экскаватор. В моей группе в ВК «Серпуховское наследие» я выкладываю много старых редких фотографий города, а ведь большинство этих снимков – с помойки. Люди сами выбрасывают старые фотографии из альбомов своих отцов и дедов. Такое отношение к наследию нужно менять.

Мы обратились за информацией в администрацию Серпухова. Там отметили:

– На территории муниципалитета расположены 40 объектов федерального значения и 58 - культурного наследия регионального значения. Большая часть из которых является частной собственностью и объектами русской православной культуры. С 2018 года в муниципалитете при поддержке Правительства Московской области проведены реставрационные работы объектов культуры федерального значения «Распятских ворот», Серпуховского историко-художественного музея, памятника культуры регионального значения «Дом жилой» 19 века (коррекционная школа), ведется реконструкция «Каретного сарая». Силами меценатов, общественности и предприятий городского округа осуществляется реконструкция памятника федерального значения – Троицкого собора на Соборной горе. В 2020 году осуществлены благоустроительные работы на площади Ленина и в парке «Принарский» с проведением археологических раскопок, что говорит о важности сохранения объектов культурного наследия. В областную программу на 2022 год включена реставрация объекта регионального значения - «Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева». Кроме того, прорабатывается вопрос о реставрации усадьбы Голициных в деревне Подмоклово. Администрация Серпухова совместно с общественностью ведет непростую, но планомерную работу по сохранению городских достопримечательностей.