Владимир Алтаев: «До Смутного времени в Волоколамске было около 40 церквей»

Герои Подмосковья
личный архив Владимира Алтаева, Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [личный архив Владимира Алтаева, Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Владимир Алтаев из Волоколамска около десяти лет назад стал изучать древнюю история своего города. Сведения о жизни и облике Волоколамска в период до Смутного времени скудны, а археологам еще предстоит много работы по изучению кремлевского вала и древних монастырей. Обратившись к писцовым книгам и другим архивным документам XVI-XVIIстолетий, Владимир выяснил немало новых деталей местной истории. Краеведу удалось собрать информацию о примерно 40 церквях, существовавших когда-то в городе, частично локализовать их, а также уточнить место расположения городища Старый Волок. О своих изысканиях, городских легендах, нестыковках в некоторых устоявшихся мнениях среди любителей волоколамской старины Владимир Алтаев рассказал порталу «Подмосковье сегодня».

– Владимир, верно ли, что ваш основной интерес – установление мест исчезнувших церквей Волоколамска?

– Меня в целом интересует история города до XVIIвека, а церкви – это, пожалуй, единственное, что можно более менее точно локализовать. Места церковные оставались в ведении патриархии вплоть до секуляризации, а потом перешли в Коллегию экономии и стали отдаваться на оброк, и именно поэтому в основном информация о них сохранилась. В Смутное время город сильно пострадал, от его прошлого облика мало что осталось. Мы не знаем, каким был размер Волоколамска, однако по церквям можем косвенно судить и о размерах, и о планировке города. Волоколамский кремль сгорел в конце XVII века, соответственно, о нем мы тоже почти ничего не знаем, кроме имен башен. Так как башни назывались, как правило, по ближайшим церквям, можно локализовать эти башни по храмам.

– От башен не сохранилось ни фундамента, ни каких-либо других следов?

– Если проводить археологические работы, вскрывать вал, думаю, вполне возможно найти какие-то следы и определить места расположения всех башен кремля. Но сейчас из 7 гектар городища археологами исследовано только 0,2 гектара, то есть меньше 3 процентов площади. Конечно, мы вряд ли уже воспроизведем Волоколамский кремль в его древнем облике, но какую-то информацию однозначно могли бы получить.

– Места церквей, существовавших в древности в Волоколамске, остались на старых картах?

– Большинство участков вошло в планы генерального межевания. Эти участки отдавались на оброк и, соответственно, были нанесены на планы города, которые хранятся сейчас в РГАДА – архиве древних актов в Москве. Практически все планы, связанные с Волоколамском я уже перерисовал.

– А сколько всего церквей было в Волоколамске до начала XVIIвека?

– До Смутного времени насчитывалось порядка 40 церквей. Правда, надо учесть, что, например, в княжеском дворце Бориса Волоцкого было сразу два храма: надвратная церковь Федора Стратилата и церковь Св. Стефана на сенях. В монастырях (а их было изначально в городе семь) тоже, как правило, было не по одному, а по два храма. Документальные упоминания я нашел о 39 храмах, но есть также косвенные свидетельства о еще 3 церквях. Исходя из количества храмов, можно предположить, что Волоколамск был довольно большим городом по меркам XV-XVIвеков.

– Большинство церквей исчезло в Смутное время?

– Практически все храмы исчезли в Смутное время. Восстановились, как правило, только монастырские церкви: Ильинская, Крестовоздвиженская, Возмицкая, Варваринская, Покровская и другие. То есть из сорока церквей возобновились после Смуты около десяти. Дело в том, что значение Волоколамска начало падать еще до Смутного времени. Важных торговых путей через Волоколамск не пролегало, а со временем город перестал играть роль оборонительного форпоста. Когда Москва воевала с Тверью и Новгородом, город еще имел важное стратегическое значение – это была приграничная крепость. После того, как Новгород и Новгород пали, то есть с конца XV века, развитие города пошло на спад.

Но все-таки Смутное время стало основной причиной упадка, главным переломным моментом для города и уезда. Это ясно видно, если сравнивать записи писцовых книг соседнего Рузского уезда до и после Смуты: 1569 и 1626 годов. В первом случае пустошей отмечено сравнительно немного, а во втором – сплошные пустоши и среди них редкие деревни и села. Возможно, запустение началось еще с опричнины, повлияли эпидемии, засухи, но основной фактор – это все-таки польско-литовское нашествие.

– Братья Холмогоровы, составляя свои «Исторические материалы о церквях и селах XVII-XVIIIстолетий», обращались в свое время к тем же писцовым книгам, что и вы?

– Да, они обращались и активно пользовались писцовыми книгами, но по какой-то причине у них отмечены не все существовавшие в древности церкви Волоколамска. Вообще в писцовых книгах отмечались не все храмы города. Например, церкви, стоявшие на княжеской земле, не входили в писцовые книги – для них существовали отдельные книги. Церквей, о которых не упоминали Холмогоровы, достаточно много. Например, о храме Параскевы Пятницы сохранилось только одно упоминание в дарственной грамоте одного жителя Волоколамска, который завещал свой двор, расположенный рядом с Параскевой Пятницей, Троице-Сергиеву монастырю. Таким образом, мы знаем теперь, что такая церковь в городе была, но где именно – пока неизвестно.

– Владимир, а что послужило для Вас первым толчком заняться историей Волоколамска?

– Почти сразу как появился доступный интернет, я стал скачивать информацию, старые фотографии, сохранять упоминания исторических книг. В 2010 году я нашел ссылку на книгу Сергея Заремовича Чернова «Волок Ламский в XIV- первой половине XVI в. Структуры землевладения». Я познакомился и встретился с Сергеем Заремовичем, он даже привез мне экземпляр этой книги. Когда я прочитал книгу, понял, что многое не знаю об истории Волоколамска. Потом захотелось увидеть источники, съездить в архив. Я принялся изучать писцовые книги, а сделать это было непросто – текст XVIIвека нужно предварительно долго расшифровать.

Литературы об истории Волоколамска до XVIIвека не так много, а редкие упоминания у разных авторов разрознены. Честно говоря, я предварительно не анализировал наличие литературы, мне просто стало интересно почитать сами писцовые книги. Постепенно информация копилась, но у меня никогда не было четкой цели становиться краеведом. Я и до сих пор не считаю себя таковым, потому что в Волоколамске есть краеведы намного сильней, например, Валентин Иванович Иванов – эксперт по усадьбам Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

– Какие наиболее интересные открытия вы сделали для себя за период увлечения краеведением?

– Пожалуй, самое интересное – это история с локализацией Старого Волока. Долгое время с подачи А. А. Зимина считалось, что Старый Волок находился на месте села Ивановское в четырех километрах от города. А началось все с того, что в XVI веке инок Иосифо-Волоцкого монастыря Досифей Топорков написал «Волоколамский патерик». В этом сочинении он впервые привел рассказ о том, как Ярослав Мудрый после смерти своего отца пришел на Волок, расположив свои шатры на берегу реки Городенки на расстоянии трех поприщ от города (примерно четырех километров). Здесь ему явился пророк Илия, повелевая перенести город на место, где князь разбил свой лагерь. Благодаря упоминанию этой истории в «Волоколамском патерике» историки узнали о существовании где-то неподалеку от нынешнего города Старого Волока. Кроме того, на его существование указывал издавна существовавший Староволоцкий стан.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в городе работала Волоколамская археологическая экспедиция под руководством Виктора Леонидовича Ивченкова. Экспедиция пыталась найти в Ивановском, где, как считалось раньше располагался Старый Волок, следы поселения XXIIвеков. Однако в Ивановском археологи ничего не нашли, зато рядом, в Фабричном поселке, на большом мысу специалисты раскопали селище искомого периода, которое назвали Лама 1. Таким образом, еще в начале 1990-х годов Виктор Леонидович Ивченков впервые предположил, что это и был Старый Волок. По крайней мере, других поселений той же эпохи рядом найдено не было.

Примерно в 2010 году я начал заниматься писцовыми книгами и нашел в них описание дачи Безобразовых – владельцев села Ивановское. В документе упоминались пустошь Староволочье и пустошь другое Елино Городище тож. Одновременно со мной эти же пустоши нашел в писцовых книгах красногорский краевед Евгений Мачульский. Он поднял межевые записи об этих пустошах, а я по его публикации постарался построить их расположение на карте. Получилось, что пустошь Староволочье располагалась в районе нынешней улицы Щекино на севере города, а Елино находилось как раз на том мысу, где Виктор Леонидович Ивченков нашел старинное поселение.

Зная эти упоминания в писцовых книгах, можно теперь с большой уверенностью говорить, что Старый Волок тождественен тому поселению, которое нашел В.Л. Ивченков, а его посад находился за оврагом, где сейчас пролегает улица Щекино. Если бы были проведены крупные археологические работы, мы бы нашли более весомые доказательства этой версии, но пока все сходится.

– Расскажите о путанице, возникшей вокруг бывшего Варваринского монастыря. Насколько я понял, краеведы часто отождествляли его с Покровским монастырем, а в писцовых книгах – это две разные обители?

– Да, в писцовой книге 1626 года Волоколамского уезда упоминаются оба монастыря: девичий Варваринский и мужской Покровский. Кроме того, земли, принадлежащие Варваринскому и Покровскому монастырям, описаны отдельно. Варваринский монастырь подробно описан в писцовой книге, но Покровской церкви в этом описании женской обители нет. В то же время, Покровская церковь находилась рядом через дорогу от Успенской церкви Варваринского монастыря. После того как Покровская церковь в очередной раз обветшала, каменную Успенскую церковь Варваринского монастыря переосвятили в Покровскую, из-за этого сегодня возникла путаница.

Самое старое упоминание о Покровском монастыре приводится в книге П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви»: «На Волоце Покрова Богородицы игумен Антоний 1296 год». Кроме того, Покровский монастырь упоминается в духовной грамоте Волоцкого князя Федора (сына Ульяны Волоцкой). В числе прочих пожертвований он приказывал дать по пять рублей трем мужским монастырям: Покровскому, Ильинскому и Крестовоздвиженскому. Выходит, что Покровский монастырь древнее Варваринского.

– Легенда о княгине Ульяне Волоцкой, в память о которой якобы основали Варваринский монастырь, не находит подтверждение в документах?

– Эта легенда основывается только на том факте, что великомученица Ульяна (небесная покровительница княгини Ульяны Волоцкой) и Варвара вместе изображаются на иконе и церковная память их празднуется в один и тот же день. В древних документах подтверждения этой легенды нет, тем более, что если следовать логике этого предания, то обитель изначально называлась Покровской, а потом стала Варваринской. Такое переименование кажется довольно странным: каким образом Покровская обитель могла быть основана в память княгини Ульяны?

– Это не единственный случай, когда вам удалось найти нестыковки в устоявшемся среди исследователей мнении?

– Есть еще один пример, связанный с историей Ильицинской волости. До нас дошел большой архив Иосифо-Волоцкого монастыря, который включает в себя хозяйственные книги конца XVIвека и книгу ключей середины XVIвека. В этих книгах встречается описание исчезнувшей Ильицинской волости с селом Ильицино. Уже упоминавшийся Сергей Заремович Чернов в своей книге помещает волость на место села Ильинского, но, как выяснилось, Ильицино и Ильинское – это разные населенные пункты. Ильицинская волость полностью исчезла в Смутное время и более не возрождалась.

Локализовать село Ильицино удалось случайно. Волоколамский краевед Вячеслав Широков вспомнил, что Ильициным называлось поле за его родной деревней Утишево, на котором он еще ребенком играл с другими детьми. Еще в XVIстолетии Иван Грозный поменялся землями с Иосифо-Волоцким монастырем – село Черленково и Ярополец взял царь, а Буйгород и большая Буйгородская волость отошла монастырю. Видимо, для удобства в управлении монастырские власти разделили Буйгородскую волость на две: Ильицинскую и Буйгородскую. В Ильицине в середине XVIвека поставили церковь Архангела Михаила, и примерно 60 лет вплоть до Смутного времени эта волость существовала, а потом бесследно исчезла.

– И спустя четыре столетия название исчезнувшего села осталось в памяти людей?

– Да, это удивительно. Я иногда общаюсь с местными жителями в разных деревнях или с волоколамцами, которые раньше там жили, и всегда поражаюсь тому, что они помнят названия давно исчезнувших селений и урочищ, которых уже и на картах давно нет. Но люди этого поколения уходят, их становится все меньше и меньше.

– Если продолжить тему легенд: достоверен ли факт погребения в бывшем Власьевском монастыре Волоколамска матери преподобного Иосифа Волоцкого?

– Факт вполне достоверен, ведь мать преподобного Иосифа, инокиня Мария, долгое время подвизалась в этом монастыре. Другое дело, что легендой является утверждение, будто упоминавшаяся княгиня Ульяна Волоцкая похоронена в этой же Власьевской обители. На самом деле место ее погребения неизвестно.

– А могила матери Иосифа Волоцкого сохранилась?

– Года три назад началось восстановление Петропавловского храма бывшего Власьевского монастыря. Предок известного московского протоиерея Дмитрия Смирнова служил в этой церкви Волоколамска, поэтому у священника возник семейный интерес восстановить этот храм. К процессу реставрации решили подойти основательно: была заказана архитектурная и археологическая экспертизы. Под руководством Сергея Заремовича Чернова мы делали раскоп в алтарной части Петропавловской церкви, но не нашли там какого-то отдельного погребения, которое можно было бы идентифицировать с могилой матери Иосифа Волоцкого. Зато мы обнаружили древнее кладбище XV-XVIвеков. Из раскопа был собран некоторый материал: керамика, крест-мощевик, датируемый XIIIвеком и другие предметы.

После этого мы продолжили вскрывать пол в центральной части Петропавловского храма и нашли старинную надгробную плиту. Надписей на плите не сохранилось, поэтому на 100 процентов идентифицировать захоронение оказалось невозможно, но принято считать, что это захоронение инокини Марии – матери преподобного Иосифа Волоцкого. Сейчас плита доступна для осмотра: над ней установили крест и устроили деревянный постамент.