В Дулеве после реконструкции открылся музей фарфорового завода

Искусство
Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье Сегодня]

Чашки, блюдца, тарелки, яркие сервизы с позолотой образца середины XIX века сменяются тарелками с изображением карты Сталинградской битвы, чашками с портретами ведущих полководцев Великой Отечественной войны – привет из середины века XX. А вот предметы с православной символикой, фигурки представителей династии Романовых, генерала Деникина, адмирала Колчака – родом из века XXI. Больше 1000 экспонатов расположились в стеклянных витринах на 1350 квадратных метрах площади в открытом после реконструкции музее Дулевского фарфорового завода.

Свое знакомство со всемирно знаменитым производством мы начали, впрочем, не с музея, а с цехов предприятия. Чтобы увидеть, из чего и как рождаются произведения искусства, коими, без сомнения, можно назвать классическую продукцию Дулевского завода.

Французский агрегат отливает чайники. Толщина стенки программируется. Лишнюю массу машина сама сливает. По словам главного инженера завода Алексея Тюрникова, за смену агрегат способен выпустить порядка 2000 чайников.

Затем чашка, чайник или тарелка отправляются на подсушку, становясь так называемым бисквитным фарфором. Шершавый, тусклый… Блеска придаст глазурь, которую наносят только вручную.

Ферсина Миннибаева аккуратно, но очень быстро опускает менажницы в глазурь и по конвейеру отправляет на второй обжиг.

Работает без перчаток.

- Так гораздо удобнее, пальцами лучше чувствуешь изделие, крепче держишь.

Вы, читатель, вместе с экскурсией по музею также можете заказать и визит в цеха. Познакомитесь не только с основными этапами изготовления фарфоровых чудес, но и с очень интересными людьми.

Технология, интуиция, опыт

Начальник службы контроля качества Елена Барычева. На Дулевском заводе работали прадед и дед Елены, трудятся здесь родители.

- Варфоломей Петрович Собакин начинал у самого Кузнецова в магазине еще мальчиком. Позже стал мастером заготовительного цеха. Его сын Борис Варфоломеевич работал здесь главным конструктором уже в советское время, и первая реконструкция завода проходила при нем.

Елена Юрьевна работает уже 20 лет. Начинала с очистки носиков и ручек чайников, а теперь знает мельчайшие тонкости производства. По ее словам, основное отличие производства дулевского фарфора - высокие температуры обжига, в том числе и красок. Сегодня активно применяют литье под высоким давлением. Это значительно ускоряет процесс производства.

Главный художник предприятия Валентина Ширина расписывает скульптурную композицию – семья Николая II в полном составе.

- Автор этой формы - молодой специалист Татьяна Белусь. Она же делала серию «Забытые герои Первой мировой войны». Это, конечно, единичные вещи, не для массового производства, - говорит Валентина Валерьевна, не отрывая взгляда от штрихов на фигурках. Дело более чем ответственное, ведь надо предугадать, как будет краска выглядеть после обжига.

- Иногда щечки слегка краской тронешь, а после печи они получаются, как у Петрушки. Помогают только опыт и интуиция, - улыбается художник.

Собрание фарфоровых шедевров

Такую же композицию царской семьи мы увидели уже в музее. Уже во всей красе. Тут можно увидеть продукцию и 1850 года, и послереволюционную. Не закрывали завод даже в годы Великой Отечественной войны. Тогда выпускали чашки и чайники для госпиталей – простые, но непременно с символикой советского государства.

- Это авторский зал, каждая витрина рассказывает о творчестве художника или скульптора, работавшего или работающего на нашем предприятии, - рассказывает по ходу экскурсии директор музея Галина Крутова.

Вот блюдо «Садко». Талантливую руку приложил к нему сам Михаил Врубель.

Неизгладимое впечатление оставляют скульптуры Ольги Богдановой и Павла Кожина, Нины Малышевой и Алексея Сотникова. Иные статуэтки не больше спичечного коробка. Есть и напольные – не меньше полуметра высотой.

Работа Веры Мухиной «Партизанка» посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Вера Мухина приехала в Дулево холодной зимой 1942 года и от железнодорожной станции шла пешком с тяжелым пластилиновым макетом в руках.

Рядом – блюдо с картой Сталинградской битвы, чашки с портретами маршалов Жукова и Рокоссовского. На контрасте – те самые госпитальные.

На прощание с музеем - сказочный зал. Наполненный статуэтками принцесс и жар-птиц, диковинных животных из русских сказок.

Собрана коллекция благодаря бережности заводчан.

- У каждого изделия, у каждого мастера есть свой ангел-хранитель, который дал возможность прожить им во времени, - подчеркнула Галина Крутова.

Иди и смотри

Адрес: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15.

Режим работы: вторник – суббота, с 9.00 до 17.00.

Запись на экскурсии: +7 (926) 911-29-51.

Цена билета: музей - 200 руб., производство - 200 руб.

Знаете ли вы, что…

В 1744 г. по указанию императрицы Елизаветы Петровны в 10 км от Петербурга начали строительство «порцелиновой мануфактуры» (порцелином называли белый фарфор, от итальянского porcellino - поросенок). Для организации производства пригласили алхимика Кристофа Конрада Хунгера. Фарфора он не получил и умер в 1748 г., войдя в историю с клеймом шарлатана.

Берг-мейстер Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова, параллельно ставил свои эксперименты и в 1746 г. получил приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет совершенствования технологического процесса получен фарфор, по качеству не уступавший знаменитому мейсенскому, а по составу близкий к легендарному китайскому.

Из истории завода

Дулевский фарфоровый завод основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. Через 20 лет стал ведущим предприятием России.

В изделиях ослепительная белизна сочеталась с позолотой и блеском глазури. Позднее акцент сделали на самобытность, народное творчество. Мастерица Агафья Кустарева макала палец в краску и наносила мазки на поверхность изделия – получалась яркая роза. В результате родился неповторимый дулевский стиль – «агашки».

Наибольшее развитие завод получил под управлением Матвея Кузнецова, который с 1902 г. был поставщиком Российского императорского двора.

В 1918 г. завод национализирован советской властью.

Скульптура А. Г. Сотникова «Сокол» получила Гран-при в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом предприятия, а ее графическое изображение - торговой маркой.

Поделиться