Анно-Зачатьевский храм в Чехове

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Церковь Зачатия праведной Анной пресвятой Богородицы в городе Чехове находится неподалеку от территории музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское». Возле храма сохранился уникальный некрополь с могилами потомков Александра Сергеевича Пушкина: сына, внуков и правнуков поэта. На протяжении нескольких столетий Лопасня-Зачатьевское принадлежало дворянскому роду Васильчиковых, на средства которых в XVIIвеке был построен каменный храм, а в XIXвеке – трапезная и колокольня. До 1960-х годов в храме хранилась семейная святыня Васильчиковых – икона Зачатия праведной Анны. В настоящее время она находится в фондах Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.

По преданию, каменная церковь Зачатия праведной Анны была построена владельцем села Зачатьевского Саввой Лукьяновичем Васильчиковым в благодарность Богу за дарование ребенка. Царский стольник Савва Васильчиков (племянник пятой жены Ивана Грозного) и его супруга Анна, прожив много лет в браке, оставались бездетными. О даровании ребенка Анна Васильчикова молилась перед иконой Зачатия праведной Анны, которая находилась в Высоцком монастыре в Серпухове. Однажды женщина заснула во время молитвы и услышала голос, повелевавший построить в селе каменную церковь. Узнав от жены о видении, Савва Лукьянович Васильчиков дал обет возвести Зачатьевский храм, а когда церковь была построена, произошло долгожданное чудо – у супругов родилась дочь. Девочку назвали Марией, в знак того, что сама Богородица услышала их молитвы.

Бездетные супруги на Руси часто прибегали к праведной Анне с молитвой о рождении ребенка. В честь Зачатия Пресвятой Богородицы, празднуемого девятого декабря по старому стилю, было построено немало храмов и монастырей в Москве и Подмосковье. Среди них церковь «Зачатия Анны, что в Углу» на территории нынешнего парка Зарядье, Зачатьевский монастырь на улице Пречистенке, древний Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове. К слову, Васильчиковы были благотворителями серпуховского монастыря. В книге Д.К. Тренева «Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» сказано следующее: «Вклады становятся особенно значительными в 20-40 годах XVII века. Жертвовались деньги, материалы на возобновления храмов, иконы, церковная утварь и облачения, а также земли, кони и всевозможные вещи…Среди вкладчиков…Бибиковы, Безобразовы, Дубинины, Васильчиковы…»

Повествование о зачатии Богородицы праведной Анной не встречается в Евангелии. История праздника, богослужебные тексты и сюжет иконы основываются на так называемой «Иаковлевой повести». Предание о чудесном зачатии и рождении Пресвятой Богородицы от праведных Иоакима и Анны в общих чертах повторяет два библейских сюжета: рождения Исаака от Авраама и Сарры из книги Бытия, и рождения Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы из Евангелия от Луки. Главный мотив трех историй – это божественная помощь праведным, престарелым и потерявшим надежду на рождение ребенка супругам, терпящих, кроме того, унижения от людей, в представлении которых бесплодие считалось наказанием за грехи.

Среди владельцев имения Лопасня-Зачатьевское сугубой набожностью отличалась Анна Кирилловна Васильчикова (урожденная Разумовская). В книге «Русские портреты XVIIIи XIX столетий», изданной Великим князем Николаем Михайловичем, приведена ее краткая биография. Анна Кирилловна была третьей дочерью графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В отличие от братьев и сестер она плохо усвоила французское воспитание и «осталась до конца жизни вполне простой русской женщиной».

В 1777 году Анна Кирилловна вместе с мужем и детьми переехала из Петербурга в Москву, где «имела полную возможность предаваться своему влечению к церковным службам и набожной жизни». После смерти супруга она часто совершала паломнические путешествия. Отец Анны Кирилловны граф Разумовский в письме к сыну удивлялся религиозности дочери: «Васильчикова сегодня потащилась в Ростов, на богомолье, что весьма странно, ибо в Москве церкви, как рощи, стоят, и любую избирать можно на моление». Навещая отца, жившего на Украине, Анна Кирилловна останавливалась в Киеве во Фроловском монастыре, а под конец жизни приняла иночество, став монахиней Агнией.

В 1820-е годы к пятиглавому каменному храму XVIIвека генерал-майором и участником Отечественной войны 1812 года Николаем Ивановичем Васильчиковым (потомком Саввы Лукьяновича Васильчикова) была пристроена трапезная и высокая колокольня в стиле ампир. Были освящены два придела: в честь святителя Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи. Могила с надгробием храмоздателя, генерал-майора Н.И. Васильчикова сохранилась до наших дней на церковном погосте.

Старинная икона Зачатия праведной Анны, принадлежавшая роду Васильчиковых, долгие годы хранилась в храме при имении Лопасня-Зачатьевское, которым с XVIIвека и до самой революции продолжали владеть Васильчиковы и родственные им семьи Ланских и Гончаровых. После 1917 года храм не закрывался, но в 1962 году в хрущевскую кампанию по борьбе с религией он все-таки был закрыт и разорен. Икону Зачатия праведной Анны увезли в Москву, где образ отреставрировали и поместили в хранилище Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. В его фондах лопасненская святыня хранится и сегодня. В декабре 2013 года икону привозили в город Чехов: она выставлялась в усадьбе Лопасня-Зачатьевское.