«Армянский» храм и ключи от рая в Балобаново

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Троицкая церковь в селе Балобаново Ногинского района выделяется среди многих других храмов Подмосковья своим необычным обликом, в котором даже далекий от архитектуры человек узнает черты армянской или грузинской церковной постройки. Однако прямой связи с закавказскими народами подмосковное село и его храм никогда не имели. Можно предположить, что таким обликом зодчий хотел подчеркнуть другие – духовные связи, издавна существовавшие между русским православием и христианством Закавказья. Армянские «следы» можно найти и в некоторых других русских церквях Подмосковья.

Богородский край – это место, где не кажется удивительным обнаружить остатки старинной фабрики или старообрядческого храма. Здесь издавна селились вдоль каторжного Владимирского тракта гонимые приверженцы дореформенного православия, а во второй половине XIX века на малопригодных для сельского труда землях развернулось широкое мануфактурное и фабричное производство. Совсем не ожидаешь увидеть в этих краях армянский храм, причем построенный больше ста лет назад. В селе Балобаново, расположенном недалеко от Горьковского шоссе, среди типичного подмосковного деревенского пейзажа возвышается такой экзотический для этих мест храм. Несмотря на свой облик, это всегда был обычный православный приход.

Конусовидный граненый купол, коричневые стены, будто бы поставленные из туфа, и подобие барельефов на внешней их стороне очень напоминают христианские храмы Закавказья и, в особенности армянские храмы. В начале двадцатого века, когда фабрикант Степан Липин возвел на свои средства Троицкий храм в Балобаново, был популярен псевдоисторический стиль. В то время архитекторы часто возводили свои постройки, ориентируясь на древние образцы византийского и русского зодчества. Однако случай, когда образцом для русского православного храма стала армянская церковь, можно назвать, по крайней мере, очень редким, учитывая, что армянскую и греческую православную конфессии еще с V века разделяют догматические разногласия.

Тем не менее, две христианские традиции издавна сближали общие почитаемые святые, история и менталитет. Восьмого октября в православной церкви отмечается память одного из самых известных русских святых – преподобного Сергия Радонежского. Мало кто обращает внимание на любопытный факт: юноша Варфоломей принял монашеское имя Сергий в честь древнего сирийского мученика и воина Сергия-Саркиса. Этот древний святой стал, в свою очередь, одним из самых почитаемых святых в Армении, которому там посвящены многие храмы. Соседство армянской и русской христианских традиций обнаруживается еще раз на праздник Покрова Божией Матери 14 октября. Этот любимый на Руси праздник предваряет 13 октября день памяти священномученика Григория Армянского.

Святитель Григорий жил на рубеже IIIи IV веков, то есть до того времени, когда греческая и римская христианские церкви разобщились с армянской. Христианство, благодаря трудам святого Григория, стало государственной религией в Армении раньше, чем в Римской империи. Григорий крестил армянского царя, бывшего до этого ярым язычником, который гнал христиан, не исключая и самого святого. По царскому указу святой провел около пятнадцати лет в глубокой яме-темнице за свою веру. Кстати, темница, где томился в заключении Григорий, сохранилась в Армении недалеко от турецкой границы. Там впоследствии возник известный монастырь Хор Вирап с прекрасным видом на упоминаемую в Библии гору Арарат. В Москве есть небольшая православная церковь в честь Григория Армянского, которая является одним из приделов знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади.

Несмотря на конфессиональное различие между армянской и православной церквями, армянские святые и святыни иногда встречаются в русских храмах Подмосковья. На территории нового собора Иерусалимской иконы Божией Матери в городе Воскресенске находится резной каменный крест – хачкар, который является традиционным атрибутом армянского церковного искусства. Хачкар был установлен здесь в память о геноциде 1915 года в Османской империи. В церкви святого Пантелеимона в Жуковском имеется редкая икона почитаемых в Армении мучениц Гаиании, Рипсимии и с ними 35 дев. Как и святой Григорий, эти святые мученицы жили в те древние времена, когда еще не было церковных разделений, поэтому почитаются одинаково всеми традиционными христианскими конфессиями. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря на стене рядом с одним из его приделов сохранилось любопытное указание: «здесь служат армяне». В действительности армяне никогда не служили в Новом Иерусалиме на Истре, эта надпись лишь указывала на аналогичное место в храме Гроба Господня в Иерусалиме, где действительно был придел армянской церкви.

С восточной стороны храма в Балобаново можно увидеть два интересных узора, выложенных искусной кирпичной кладкой. Они представляют собой вытянутые вертикально фигуры двух ключей, расположившихся по обе стороны от алтарного выступа. Ключ – глубокий и древний христианский символ. Он напоминает своей формой крест, и его символика коренится в Библии. В книге Исайи есть такие пророческие слова о Христе: «ключ дома Давидова возложу на рамена (плечи) его; отворит он, и никто не запрет, запрет он и никто не отворит». В этом и некоторых других библейских отрывках говорится о том, что Христос обладает исключительной властью пропускать или изгонять из рая. Ключи от рая часто можно увидеть также на иконах апостола Петра. В Евангелии от Матфея Иисус говорит, обращаясь к Петру: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Христос этими словами как бы делегирует ученикам свою власть закрывать или открывать вход в рай людям. Церковное толкование говорит, что этой же духовной властью потом были наделены преемники апостолов – христианские епископы, а вслед за ними и священники.