Церковь древнего села Благовещенье

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Недалеко от Сергиева Посада примерно в 4 километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры лежит старинное село с красивым церковным названием Благовещенье. До 1980-х годов здесь находился редкий для Подмосковья памятник русского деревянного зодчества XVII века – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. История храма, который в начале XXIвека был воссоздан в прежних формах, связана с купцом П.С. Каптелиным и знаменитым философом и священником Павлом Флоренским. Искусствовед М.А. Ильин писал об этом храме так: «По своим формам он весьма далек от прославленных произведений Троице-Сергиева монастыря, тем не менее, и в этом скромном здании, созданном руками неискушенных плотников, жива их извечная любовь к красоте и совершенству».

Село Благовещенье находится в живописном месте на возвышенности, с которой открывается замечательный вид на Троице-Сергиеву лавру. Облик села не испытывал серьезных изменений на протяжении многих веков. Даже новый храм Благовещенья, построенный в начале 2000-х годов на месте утраченного древнего памятника, выглядит вполне аутентично. Прежний храм исчез по нелепой случайности: древний сруб был разобран в конце 1970-х годов в рамках реставрации, с целью замены сгнивших частей. Увы, заново сруб так и не собрали.

Авторы книги «Солнечные узоры», посвященной деревянному зодчеству Московской области, описали свою поездку в село Благовещенье в 1978 году, когда старый храм еще стоял: «Из Загорска на запад шла полевая дорога к селу Благовещенью. Остался позади посад с уютными домиками…Впереди на горизонте темнел лес. Над нашими головами, ввинчиваясь в пронзительную синь, звенел жаворонок. Мы шли навстречу с древнейшим памятником деревянного зодчества Подмосковья…Мы входили в село Благовещенье, и нам казалось, что время повернуло вспять. Трех столетий отечественной истории с битвами, крушениями, миром и возрождением не было. Стоит, как и стояла, в центре села деревянная церковь, а вокруг нее сгрудились крестьянские избы, образовывая как бы маленькую крепость».

«Благовещенский лес» и «Благовещенский овраг» упоминаются в описании осады Троице-Сергиевой лавры 1608-1610 годов. С наступлением зимы неприятель укрылся в стане и в оврагах недалеко от монастыря. Троицкие воеводы решили вытеснить поляков из ближайших укреплений и направили два боевых отряда. Первый отряд напал на заставу в Благовещенском овраге и разбил роты пришедшего на подкрепление Сапеги. Второй отряд действовал не столь успешно, но боевой дух поляков сломило чудесное знамение: врага обратило в бегство видение несметного полчища русских. Кроме того, польскому воеводе Лисовскому явился грозный старец с обнаженным мечом в руке – преподобный Сергий Радонежский. В итоге кровопролитного сражения поляки вынуждены были отступить, а лавра праздновала вторую победу в ходе тяжелой осады.

Первое упоминание села Благовещенье относится к 1587 году: «Вотчина Троицы Сергиева монастыря; а в селе церковь Благовещенье Пречистыя Богородицы, древяна вверх, ветха… да в селе два пруда» Из указания «ветха» ясно, что первый храм в селе мог быть построен еще в начале XIV или в конце XVвека. После секуляризации церковных земель в 1764 году село Благовещенье, которое исторически принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, обеднело, а в 1776 году его приход был вовсе упразднен. До революции Благовещенская церковь не имела собственного причта и была приписана к Ильинскому храму в Сергиевом Посаде, который находился от сельской церкви на расстоянии нескольких верст.

Ильинский приход в Сергиевом Посаде являлся родовым для династии известных посадских купцов Каптелиных. В 1899 году один из представителей этой фамилии свечной фабрикант Петр Сергеевич Каптелин отреставрировал на собственные средства приписной к Ильинскому приходу деревянный храм в селе Благовещенье. Меценат поставил древнюю постройку на каменный цоколь, обшил стены тесом, обновил колокольню. Каптелин был поставщиком епархиальных свечных заводов, а его главная лавка находилась в самом центре Москвы – в здании нынешнего Исторического музея на Красной площади. В конце XIXвека в российском пчеловодстве произошел сбой – из-за использования новой конструкции ульев в стране наметился дефицит воска. Каптелин не растерялся в этой ситуации и стал закупать воск для церковных свечей… в Африке.

Скромный благовещенский храм, не имевший в начале XXвека даже собственного причта, стал знаковым в судьбе гениального человека: философа, ученого, изобретателя, священника и подвижника веры Павла Флоренского. Это был один из лучших представителей русской культуры Серебряного века. За необыкновенно широкий диапазон талантов и интересов Флоренского называли русским Паскалем. Его жизнь закончилась трагически в Ленинградской области – в 1937 году священника расстреляли по ложному обвинению.

После окончания Московского университета в 1904 году Флоренский поступил в Духовную Академию и с тех пор почти тридцать лет прожил в Сергиевом Посаде. Флоренский писал: «Есть тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир… Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия». В 1910 году он женился на Анне Михайловне Гиацинтовой и вскоре принял священнический сан. Первым местом, где служил отец Павел Флоренский, стал древний храм села Благовещенье.

За год до начала служения в Благовещенской церкви молодого пастыря Павла Флоренского, село посетил художник и археолог Николай Соболев. Он опубликовал подробное описание храма в 4 томе «Трудов комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества». Археолог застал церковь в том, виде, который она приобрела после реставрации 1899 года П.С. Каптелина: с железной кровлей, обшитую тесом и выкрашенной в желтый цвет. Внутри храм был оклеен бумагой голубоватого цвета. Трехъярусный иконостас доходил до самого потолка, а живописные царские врата были сделаны по типу врат XVIвека. Исследователь отметил один хорошо сохранившийся киот, висевший на стене у южных дьяконских дверей. По типу орнамента он мог относиться к XVIIвеку. Около входных дверей стояли три хоругви, одна из которых – самая древняя – имела с одной стороны икону Благовещения, а с другой – Нерукотворный образ Спасителя.

«Храм в селе Благовещенье, пожалуй, как ни один из подобных памятников в Подмосковье, сохранил образ сурового средневековья», – писали Б.Зайцев и П. Пинчуков в книге «Солнечные узоры: деревянное народное зодчество Подмосковья».

Сегодня новый храм, выстроенный в духе XVIIстолетия, является подворьем Троице-Сергиевой лавры, с который Благовещенский приход был связан с глубокой древности.