Церковь в Меткино и образ Живоносный Источник

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

Недалеко от станции Белые Столбы находится церковь, которая была построена в 1866 году в русском стиле по проекту архитектора П.А. Елецкого. Первая церковь на этом месте была освящена во имя бессребреников Космы и Дамиана, но после пожара начала XVIII столетия новый деревянный храм стал Богородице-Рождественским. Сохранившаяся до нашего времени каменная церковь вновь сменила название и стала именоваться «Живоносный Источник». Такое имя утвердилось за меткинской церковью по местной святыне – чудотворному образу Божией Матери, который почитался в этом храме до революции.

В первой четверти XVII столетия село Меткино являлось вотчиной Богородице-Рождественского монастыря в Москве. В писцовых книгах о нем говорилось следующее: «Вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домьян древена клетцки». Двадцать лет спустя в окладных книгах помимо престола в честь Космы и Дамиана упоминался также придел Николая Чудотворца.

В 1701 году деревянная церковь в Меткино сгорела, и на ее месте была построена временная часовня, в которой сберегли уцелевшие в огне святыни. В сохранившейся описи тех лет упоминаются древние образы Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, чудотворцев Космы и Дамиана, Николая Угодника, Илии Пророка, Архангела Михаила. В 1703 году была построена новая деревянная церковь, которая получила посвящение уже в честь Рождества Богородицы, хотя по одному из приделов ее продолжали называть Космодемьянской.

В 1829 году в селе Меткино была явлена икона Божией Матери Живоносный Источник, которая с тех пор стала почитаться в этом приходе и округе. С 1840 года чудеса, совершаемые по молитве у иконы, стали привлекать в меткинский храм все больше и больше богомольцев. Настоятель церкви Владимир Дометиев указывал в письме благочинному Подольской епархии Василию Иванову на многие случаи исцеления больных от иконы Живоносный Источник. Например, на второй день Пасхи после молебна у почитаемого образа прозрела четырехлетняя девочка, а затем исцелился сухоногий мальчик.

В 1846 году новый настоятель меткинской церкви подал прошение московскому митрополиту о дозволении построить каменный храм с главным престолом, посвященным местной святыне – образу Живоносный Источник. В церкви предполагалось устроить два придела: Космы и Дамиана и Архангела Михаила. Закладка каменного храма состоялась 31 августа 1847 года, а отделка была завершена только к 1866 году.

Свидетельство о почитании иконы из церкви в Меткино мы находим в делах архива Московской духовной консистории за 1844 год. Почитание образа Живоносный Источник было связано с явлением другой чудотворной иконы – преподобного Нила в Никольской церкви села Ермолино (рядом с современным городом Видное). Священник этой церкви Василий Сретенский писал в консисторию об удивительном происшествии, случившемся с сыном его прихожан из деревни Калиновки. Десятилетний мальчик стал страдать необъяснимыми припадками: потерял рассудок, бился руками и ногами. Никакие лекарства не помогали отроку.

Далее в донесении ермолинского священника говорилось следующее: «По совету домашних, мать дала обет отправиться с больным в село Меткино к иконе Божией Матери – Живоносного источника». Однако, как следует из донесения, на шестой неделе великого поста матери больного во сне явился неизвестный инок, который велел отложить поездку к Живоносному Источнику в Меткино до весны, а прежде сходить в ближайшую церковь в Ермолино, чтобы найти там под колокольней образ преподобного Нила.

Родители поступили по слову инока: вместе со священником разыскали образ этого святого и отслужили перед ним молебен. После окропления святой водой отрок получил полное исцеление от своей болезни. У найденной иконы преподобного впоследствии совершались и другие чудеса: люди избавлялись от лихорадки, однажды встал на ноги обездвиженный больной. Но вскоре Богу было угодно, чтобы чудеса от образа святого Нила в Ермолино прекратились.

Паломники перестали ходить в Ермолино, а поток богомольцев к Живоносному Источнику в Меткино не иссякал. С 1871 года с этим образом устраивались ежегодные крестные ходы в селения соседних уездов: в Щеглятьево, Васькино, Крестовоздвиженский погост. Традиция почитания меткинской чудотворной иконы пресеклась в 1930-е годы, когда храм был закрыт и разорен.

Первые советские годы богослужения в меткинской церкви, как и почитание местной святыни, продолжались, однако уже в 1921 году верующих стали притеснять. В связи с голодом в Поволжье новые власти объявили об изъятии церковных ценностей по всей стране. Изымались все драгоценные украшения, сосуды и предметы утвари. Согласно отчетам того времени, из Космодемьянской церкви села Меткина вынесли сравнительно немного – одиннадцать килограмм ценного металла. Однако среди изъятой утвари была серебряная риза с чудотворной иконы Живоносной Источник, которую меткинские прихожане безуспешно требовали вернуть в церковь.

Последним священником меткинского храма в советские годы стал отец Василий Васюков. В начале тридцатых годов он жил с семьей в бедной церковной сторожке. Когда церковь в Меткино была окончательно закрыта, оказался утрачен и чудотворный образ Божией Матери Живоносный Источник.

По преданию, возрождение церкви Космы и Дамиана в Меткино предсказала почитаемая святая блаженная Матрона Московская, которая короткое время в начале Великой Отечественной войны жила здесь в доме Е.П. Разживаловой. Однажды она сказала местной жительнице Екатерине Грачевой, что та будет принимать у себя священника. В то время церковь в Меткино уже была закрыта, службы не велись. Лишь спустя полвека предсказание московской старицы сбылось: назначенный в 1991 году в Космодемьянскую церковь священник первое время поселился в доме Грачевой.

В 2003 году церковь была отреставрирована и освящена. Тогда храму в Меткино вернулось его исконное название: главный престол был освящен в честь бессребреников Космы и Дамиана, а два придела – в честь иконы Живоносный Источник и Архистратига Михаила.

Домодедовский краевед Николай Чулков слышал от своей бабушки еще одну любопытную историю, связанную с селом Меткино. В 1884 году по деревне Заборье ходил старый сборщик пожертвований на храм. Нашлись святотатцы, которые ограбили и убили старика. Говорили, что его тело нашли местные жители у Меткинского леса. В 1964 году Николай Чулков обнаружил неожиданное подтверждение бабушкиного сказания об убитом старце. В траве за меткинским поворотом недалеко от «бетонного» кольца краевед наткнулся на необычный памятный знак.

Вот что писал Н. Чулков о своей находке: «Сделал несколько шагов от кювета и оказался перед белым камнем, на котором черным по белому было написано: «Здесь убит сборщик на храм»… Зная те места, я никогда прежде не видел тот камень-памятник, который пролежал к тому времени восемьдесят лет. Место то у Меткинского леса оказалось Голгофой для христолюбивого старичка».