Дмитриевская церковь в подземелье

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Дмитриевская родительская суббота – важный день в году, когда в православной церкви совершается поминовение умерших. Этот день принято отмечать в ближайшую субботу перед памятью святого Димитрия Солунского, то есть перед восьмым ноября. В этом году, однако, суббота перед памятью мученика Димитрия совпала с праздником Казанской иконы Божией Матери, поэтому поминальный день перенесли на неделю раньше. Пожалуй, самый необычный Дмитриевский храм в Подмосковье находится в селе Талицы Пушкинского района на Старом Ярославском шоссе. Эта крохотная церковь была освящена в начале 2000-х годов в одной из подземных пещер, выкопанных еще в первой половине XIX века монахами Махрищского монастыря Антонием и Симеоном.

В селе Талицы на сегодняшний день находится целый комплекс церковных построек, созданных в разное время. На холме возвышается пятиглавая белая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Издалека ее можно принять за памятник XVII столетия, поскольку внешне она очень похожа на купеческие приходские церкви этой эпохи. Об этом времени говорят пять небольших «слепых», то есть без окон, главок, горка «кокошников» на крыше и шатровая колокольня. На самом деле строительство Богородице-Рождественской церкви началось только в 2009 году, она представляет собой удачную стилизацию под храмы периода, наступившего после Смутного времени. Примечательно, что исторически на этом месте в Талицах никогда не было храма. Новая церковь была возведена, поскольку старинная часовенка не могла вмещать всех желающих попасть на праздничные службы.

Старая каменная часовня расположена всего лишь в ста метрах от новой Богородице-Рождественской церкви. Она появилась здесь в 1860-е годы и была освящена знаменитым московским митрополитом Филаретом Дроздовым. Изначально часовня носила имя святого Стефана Махрищского – современника преподобного Сергия Радонежского и основателя Троицкого монастыря в селе Махра вблизи города Карабаново. В XIXвеке через Талицы проходила Троицкая дорога, по которой паломники шли из Москвы, чтобы поклониться мощам святого Сергия. В Талицах в те времена бывало многолюдно, потому что богомольцы останавливались здесь на отдых. В 2002 году в отреставрированной часовне, ставшей частью подворья Махрищского монастыря, был сооружен и освящен алтарь в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Третья по счету церковь на подворье Махрищского монастыря в Талицах расположена прямо через дорогу напротив храма-часовни – это подземный храм святого мученика Димитрия Солунского.

«Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной» – говорил уже упоминавшийся митрополит Филарет Дроздов, правда, относя свои слова пещерникам другой подмосковной подземной обители Гефсиманского скита в Сергиевом Посаде. Пещеры и подземный храм в Гефсиманском скиту появились благодаря стараниям блаженного Филиппушки, испросившего в 1847 году благословения у лаврского наместника Антония Медведева вырыть себе в роще за оградой скита «погребок». Со временем этот «погребок» разросся в сложную систему ходов и небольших келий, объединенных подземным храмом и водным источником. После смерти Филиппушки над пещерами был построен большой кирпичный храм Черниговской иконы Божией Матери, а пещерное отделение Гефсиманского скита стало, по сути, отдельной Черниговской обителью. Хотя талицкие пещеры были созданы почти на тридцать лет раньше гефсиманских, у них есть немало общего.

Показательно, что подземные церкви обеих подмосковных пещер названы в честь святых покровителей воинов. В Гефсиманско-Черниговском скиту это храм предводителя ангельского воинства Архангела Михаила, заложенный еще создателем пещер Филиппом, а в Талицах – воина-мученика Димитрия Солунского. Хотя пещеры в Талицах появились раньше гефсиманских, подземная церковь здесь совсем новая. Изначально иноки Антоний и Симеон рыли свои ходы без храма, используя подземелье только в качестве келий для уединения и безмолвия.

Как и в Гефсиманском скиту в Талицах имеется свой подземный водный источник. Старинный колодец был выкопан еще в XIXвеке. Он находится практически у входа в подземелье, в то время как Дмитриевский храм помещен в глубине ходов. Само название села указывало на наличие в нем хороших водных источников. Талежью называли в старину незамерзающие зимой ключи и ручьи. В этом смысле название Талицы созвучно имени села Талеж в Чеховском районе, которое также известно своим целебным святым колодцем преподобного Давида Серпуховского. В советское время пещеры в Талицах были заброшены и завалены, однако колодец сохранился. С 2007 года начались работы по восстановлению пещер. Были расчищены ходы и обнаружена старая кирпичная кладка. Основная часть пещер была восстановлена в первозданном виде.

Есть и еще несколько параллелей в истории двух келий подмосковных пещерников. Учредителем Гефсиманского скита был архимандрит Антоний Медведев – наместник знаменитой Троице-Сергиевой лавры и близкий друг московского митрополита Филарета Дроздова. В то же время, создателем пещер в Талицах стал чернец с тем же именем Антоний, но в отличие от своего тезки, не принадлежавшим к числу высокопоставленного духовенства. Антоний Махрищский в течение девяти лет собственноручно и неустанно рыл землю, создав, в конце концов, вместе со своим помощником Симеоном подземные коридоры длиной около ста метров. Если вблизи гефсиманских пещер позже были погребены два талантливых русских философа – Константин Леонтьев и Василий Розанов, то по соседству с Талицами расположилась мемориальная усадьба двух талантливых поэтов – Евгения Баратынского и Федора Тютчева.

Интересным украшением храмового комплекса в Талицах являются две скульптуры на религиозную тему. Это изображения великой княгини-мученицы Елизаветы Федоровны и преподобного Сергия Радонежского работы известного скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Одно время неподалеку от часовни и подземелий в помещениях талицкой усадьбы купцов Аигиных располагалась мастерская Клыкова. В ней художник готовил свои знаменитые работы, в том числе и образ святого Сергия в виде отрока Варфоломея, помещенного внутри фигуры старца-схимника. Оригинал этой скульптуры находится в селе Радонеж, а в Талицах была установлена копия этой работы. Образ княгини Елизаветы Федоровны также является копией со скульптуры, которую Клыков подготовил для Марфо-Мариинской обители в Москве. Московская мастерская ваятеля располагалась на улице Большая Ордынка, неподалеку от женской обители, основанной святой княгиней в начале XXвека.

Клыков был одним из первых скульпторов, который еще в конце 1980-х годов обратился в своем творчестве к религиозной теме. Помимо упоминавшихся памятников в селе Радонеж и в Марфо-Мариинской обители в Москве, Клыков также известен своими памятниками Николаю II в Тайнинском, маршалу Жукову рядом с Красной Площадью, святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве и многими другими. Памятник Елизавете Федоровне неслучайно появился возле часовни-церкви Новомучеников и Исповедников Российских в Талицах, поскольку сама княгиня приняла мученическую смерть в 1918 году, став наряду с семьей последнего русского царя знаковой фигурой среди многих убитых за христианскую веру в XXвеке.

Великая княгиня Елизавета Федоровна до замужества с Сергеем Александровичем Романовым – дядей Николая II – была немецкой принцессой и лютеранкой по вероисповеданию. Условием брака с представителем русской царской фамилии был переход в православие, и свою новую веру Елизавета приняла вполне искренно. После трагической гибели мужа от рук террориста и революционера Ивана Каляева в 1905 году, Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь делам милосердия, основав в Москве Марфо-Мариинскую обитель, целью которой стала благотворительность и врачебная помощь. После революции Елизавета Федоровна отказалась покинуть Советскую Россию, и была сослана, а потом и убита по приказу новых властей на одной из шахт города Алапаевска нынешней Свердловской области. Убийство произошло в ходе гражданской войны, когда сибирские и уральские города переходили из рук в руки противоборствующих сторон, поэтому, когда Алапаевск оказался во власти белых, останки великой княгини были подняты из шахты, а с отступлением белогвардейцев, перенесены в Шанхай. Из Китая гроб с телом святой княгини был переправлен по морю в Палестину, где, в соответствии с прижизненным желанием, она была погребена в русской церкви в Гефсимании.

Любопытно, что здание ближайшей железнодорожной станции Софрино, которая до начала XXвека называлась «Талицы», по распространенному мнению считается работой выдающегося русского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Именно этому зодчему великая княгиня Елизавета Федоровна заказала строительство своей обители милосердия в Москве, в том числе и замечательного Покровского собора, выполненного в духе древних псковских и владимирских мастеров. Известно, что каменный вокзал в Софрино был построен в 1910 году, а собор Марфо-Мариинской обители милосердия в 1908-1912 годах. Таким образом, если версия авторства станции «Софрино» Щусева верна, то вокзал возводился параллельно с работой над собором сестричества милосердия в Москве. Парадоксально, но после революции строитель Марфо-Мариинской обители Алексей Щусев сумел перестроиться на новый лад, войдя в историю, как автор проекта мавзолея Ленина.