Древний волоколамский собор и его святыня

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV– начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е годы по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 годы, и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной.

Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 году, то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории.

Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVIIвека. В 1613 году кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 года московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был».

В 1899 году у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIXвека рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…»

До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч».

Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением.

За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск.

После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня.