Древняя церковь у аэропорта Шереметьево

12:02, 09 сентября 2019

Село Чашниково городского округа Солнечногорск находится поблизости от аэропорта Шереметьево, носящего с 2018 года имя Александра Сергеевича Пушкина. Среди инфраструктурных объектов аэропорта затерялся небольшой уголок старины – пятиглавый Троицкий храм, возведенный в конце XVI столетия. Предания связывают историю этого храма с преподобным Сергием Радонежским, царем Алексеем Михайловичем, а его чудесное спасение от французов в 1812 году – с заступничеством Божией Матери.

В книге «Историко-археологическое описание церкви Св. Живоначальныя Троицы в селе Чашникове Московской губернии и уезда» писатель-археограф И.Ф. Токмаков приводил интересное народное предание, которое впервые записал местный священник Иван Алексеевич Соколов. По легенде, царь Алексей Михайлович, любивший охотиться в подмосковных лесах, случайно набрел в окрестностях современного Чашниково на заброшенную каменную церковь. Никакого поселения вокруг храма не было: даже дорога к нему заросла кустарником и деревьями. Царь обрадовался чудесной находке в лесу. Он приказал восстановить обветшавший храм и пристроить к нему два новых придела: в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и своего небесного покровителя святого Алексия Человека Божия.

Священник Иван Соколов так описывал внешний вид храма: «Этот храм имел в то время, когда был найден, вид параллелограмма; окна были узенькие, длинные, наподобие тех, какие видим в Петровском дворце, что за Тверской заставой. Храм осенен пятью главами на главном здании и двумя на приделах. Колокольня устроена на четырех столбах».

И.Ф. Токмаков приводил несколько любопытных легенд о происхождении названия села Чашниково и окрестных деревень. Вероятно, село было в XV веке в числе вотчин Андрея и Дмитрия Чашниковых, поэтому и получило такое название. К приходу Троицкого храма относились девять деревень: Пучково, Катюшка, Носово, Перепечино, Шемякино, Исаково, Новоселки, Дубровки и Мелкисарово. По легенде, деревня Катюшка была названа так по имени знаменитой в этой местности вещуньи Екатерины. Перепечино произошло от «перепечек» – хлебов, которые якобы пекли здесь для пленных шведов, строивших плотину на реке Альбе. Мелкисарово также было, согласно преданиям, связано со шведами. Здесь останавливался один из послов шведского короля по имени Курап или Курк. Он разделил посольство на две части и отправился со своей половиной в село Чашниково для переговоров с русским царем. Клязьма была в то время в разливе, но шведский посол решился переправиться вплавь на коне и утонул. На месте гибели шведа позже был построен мост, названный Кураповским. Другая часть посольства осталась на холме. Ее возглавлял шведский воевода Мелькисар, от имени которого якобы и пошло название деревни Мелькисарово.

По одной из версий основателем Троицкой церкви в Чашниково был сам преподобный Сергий Радонежский, но документально она впервые упоминается в 1585 году. Село находилось в то время в вотчине боярина Никиты Романовича Юрьева, а прежде – окольничего Григория Степановича Собакина. В документе XVI века говорится следующее: «А в селе церковь Троицы Живоначальныя каменная о пяти верхах, да предел Алексея человека Божия». Боярин Иван Никитич Романов, унаследовавший Чашниково после отца, пожертвовал церкви образы, книги и колокола. В 1688 году Чашниково было пожаловано из Приказа Большого Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину – дяде царя Петра I. При нем древний каменный храм был существенно перестроен. Появились характерные для московского или «нарышкинского» барокко черты: карнизы, раковины и другие украшения. Вероятно, тогда была пристроена и барочная колокольня.

В отказной книге времен владения Чашниково боярином Л.К. Нарышкиным перечислены чтимые иконы, хранившиеся в храме в то время. Среди них образ Живоначальныя Троицы, Чудотворца Николая с житием, Пресвятой Богородицы Одигитрии, великомученика Феодора Стратилата, Огненного восхождения пророка Илии с житием, святого Алексия Человека Божия, Св. Жен Мироносиц, Боголюбской Божией Матери, преподобного Никиты Мидикийского и святого мученика Феодора Тирона.

В конце XIX века, как мы узнаем из книги И.Ф. Токмакова, хранились следующие церковные древности: «Большое резное распятие, напрестольный крест 1697 г. с частицами мощей Апп. Матфея, Марка и Луки, Св. великомученика Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, великомученика Феодора Стратилата, Свв. Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, девицы Феодосии, великомуч. Параскевы, преподобномуч. Феклы и др.»

В 1835 году купцы Крестовниковы устроили неподалеку от Чашниково бумагопрядильную фабрику. Владимир Константинович Крестовников, будучи старостой Троицкой церкви, в 1880 году приобрел церковный лес. На эти средства приход смог купить дома для причта, а также сделать вклад, проценты с которого шли на содержание храма. На деньги купцов Крестовниковых к западу от храма в конце XIX века была возведена новая колокольня по проекту архитектора А. А. Латкова. Колокольня, построенная в русском стиле, не созвучна по архитектуре с самим храмом, однако служит указанием на легенду об основании церкви преподобным Сергием Радонежским. Лотков был зодчим Троице-Сергиевой лавры, и его колокольня в Чашниково сильно напоминает колокольню Гефсиманско-Черниговского скита в Сергиевом Посаде.

В 1812 году в Чашниково пришли французы, но не стали разорять Троицкий храм. По преданию, сама Божия Матерь заступилась за церковь, поразив врага каким-то ужасным видением, от которого пораженный враг воскликнул: «Страшен ваш кирха!» Избежал Троицкий храм разорения и в XX веке: он оставался действующим в советский период, не пострадал во время Великой Отечественной войны.

Антон Саков

© 2019 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх