Два игумена Афанасия из Высоцкого монастыря
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Высоцкий монастырь в Серпухове был основан в 1374 году и входит в число старейших обителей Подмосковья. Первые два игумена монастыря носили одно и то же имя, поэтому здесь почитают святых Афанасия Старшего и Афанасия Младшего. В Высоцком монастыре нет мощей Афанасия Старшего, зато есть сразу два гроба Афанасия Младшего: в раке внутри Покровской церкви и в отдельной часовне у Зачатьевского собора.
Афанасий Младший – грозный старец на коне
К западной стене Зачатьевского собора Высоцкого монастыря примыкает небольшая часовня. Это усыпальница второго по счету игумена монастыря преподобного Афанасия Младшего. Его гроб украшает деревянное изображение инока, который лежит со скрещенными на груди руками. Своды усыпальницы расписаны сценами из жития святого. Центральное место занимает фреска «Избавление от агарян града Серпухова преподобным Афанасием». На ней святой Афанасий Младший скачет на белом коне и держит в руках жезл. Враги в страхе бегут от всадника, роняя щиты. «Агарянами» здесь названы крымские татары, которые под предводительством Девлет-Гирея подступили к стенам Серпухова в XVIвеке.
Житие святого повествует, что в 1571 году «крымские зловерцы татары и с ними польские люди» встали лагерем неподалеку от Высоцкого монастыря. Неожиданно враги увидели, как из обители выехал старец на белом коне и поскакал вверх по реке к церкви. В стане татар удивились, что этот инок не боится показаться на глаза, хотя остальные покинули монастырь и укрылись в городской крепости. Старец не только бесстрашно зашел в церковь, а направился верхом прямо к лагерю врагов, грозя жезлом. «Варвары вся орда и польские сонмища» перепугались жуткого видения монаха на коне и побежали, давя друг друга. Увидев смятение в стане противника, из городской крепости вышли защитники Серпухова и преследовали кочевников. Старец был «смуглым, имуща браду велику, черну и густу». Жители города и монахи посчитали, что это игумен Афанасий Младший явился через двести лет после смерти спасти обитель.
Первое посмертное чудо Афанасия Младшего произошло в день его похорон. Хранитель церковных вещей, который плохо исполнял монастырскую работу, злился на святого и не пришел на погребение. За это злой дух стал «бить и мучить немилостиво» монаха. Раскаявшись в поступке, инок поспешил на погребение Афанасия и получил у его гроба исцеление от «мучения демонского». Когда в могилу клали гроб святого, этот монах внезапно свалился в ров. Чернеца вытащили из могилы, и он рассказал следующее: игумен Афанасий схватил его за руку и предсказал скорую смерть. Через три дня хранитель церковных вещей умер.
В житии говорится, что священнослужители и монахи в разное время замечали и другие необычные явления на могиле Афанасия Младшего. На гробе игумена обнаруживали горящие свечи. Иногда видели, как свечи из алтаря сами шли к гробу святого и там исчезали. Кто-то слышал на могиле Афанасия церковное пение. Другие замечали покойного игумена с кадилом или свечами, обходящего погост и окрестности монастыря.
В 1697 году родственница царя Петра IМеланья Тимофеевна Нарышкина пожертвовала денег на постройку над могилой Афанасия Младшего небольшой церкви. В 1878 году нарышкинскую церковь разобрали и построили новый просторный храм Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Этот храм снесли в советский период, а нынешнюю часовню над могилой возвели в наше время. В 1994 году мощи Афанасия Младшего переместили из могилы в раку и поставили в Покровскую церковь, где находится знаменитая икона «Неупиваемая чаша». Однако бывшую могилу все равно почитают паломники. Нечто похожее произошло с могилой блаженной Матроны Московской. В 1998 году ее мощи перенесли в Покровский монастырь, но к могиле на Даниловском кладбище и сейчас приходят почитатели святой.
«Вселенский патриарх» Афанасий Старший
Посмертные чудеса игумена Афанасия Младшего описаны в «Слове о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого… и ученика его Афанасия же». Слово сочинил в 1697 году церковный писатель петровской эпохи Карион Истомин. Он составил житие двух серпуховских святых спустя триста лет после описываемых событий, опираясь на устные монастырские предания и скупые упоминания в летописях. Основная часть жития посвящена преподобному Афанасию Старшему – первому игумену Высоцкого монастыря.
Афанасий Старший был близким учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1374 году серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый пригласил к себе преподобного Сергия, чтобы знаменитый старец основал монастырь в его владениях. Сергий пошел пешком из своей обители в Серпухов и взял с собой ученика Афанасия. Сергий и Афанасий нашли тихое место в версте от города на реке Наре. Преподобный Сергий встал на колени, воздел руки к небу, прочитал молитву и благословил место будущего монастыря, который решили посвятить Зачатию Пресвятой Богородицы.
Афанасий Старший руководил новым монастырем тринадцать лет, а потом покинул обитель и провел остаток дней в Византии. По легенде, которую записал Карион Истомин, Афанасий Старший после игуменства в Серпухове стал Вселенским патриархом в Константинополе. После смерти греческого патриарха, некто в Царьграде получил указание от Бога, что занять место умершего должен русский игумен Афанасий. Византийский император созвал церковный собор и послал к великому князю Дмитрию Донскому сановников, чтобы тот отпустил им Афанасия. Серпуховской игумен удивился, когда узнал, что греки хотят сделать его своим патриархом. Он отказывался, потому что считал себя недостойным высокого сана. В конце концов, Афанасий поддался на уговоры послов и отбыл морем в Константинополь, назначив игуменом в Высоцком монастыре ученика Афанасия Младшего. В Царьграде Афанасий не забывал свой монастырь и присылал в дар серпуховской обители старинные иконы.
Историки не нашли подтверждения красивой легенде о том, что первый игумен Высоцкого монастыря Афанасий Старший стал Константинопольским патриархом. В его эпоху греки по национальности часто становились иерархами в русской церкви, но не наоборот. На самом деле в 1387 году Афанасий Старший последовал за московским митрополитом Киприаном, который уехал в Константинополь. Афанасий поселился там в келье Предтеченской обители и писал книги. Скончался Афанасий Старший в Византии, поэтому мощей игумена нет в Высоцкой обители. После завоевания Византии турками-османами его могила едва ли сохранилась.