Два Никольских храма в Коломне

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

В Коломне – городе, расположенном у важных торговых водных путей, издавна почитался покровитель купцов и плавающих святитель Николай Чудотворец. Горожане построили два храма в честь этого святого. Первый храм Николы Гостиного был возведен в XVI столетии внутри крепости на средства купца Василия Ивановича Юрьева. С церковью связаны предания о чудесах Зарайского образа. Второй храм Николы на Посаде был возведен в конце XVII или начале XVIII столетия за стеной коломенского кремля. Этот православный храм, никогда не имевший отношения к расколу, в начале 1990-х годов передали старообрядцам. В Московской области это единственный подобный случай.

Никола на Посаде

Церковь Николы на Посаде оказалась сегодня в оживленном туристическом месте Коломны по соседству с музеем пастилы, домом посадских ремесел, домом самовара… Этот храм стал узнаваемым памятником коломенского посада – исторического района города за стенами кремля, где проживали торговые люди и ремесленники: кузнецы, гончары, кожевники, рогожники, замочники, мыльники, скорняки, хлебники, калачники, подошвенники и другие. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца на посаде – Никола Мокрый – существовала еще во второй половине XVIстолетия. Сохранившееся каменное здание было построено на пожертвования посадских жителей в стиле московского узорочья в конце XVIIили, по другой версии, в 1716 году. Сказалось некоторое отставание в архитектурных вкусах провинциального города от Москвы. Главный престол церкви был освящен в честь Воскресения Христова, но по приделу церковь продолжали называть Никольской.

В советский период церковь Николы на Посаде была закрыта. К празднованию 800-летия Коломны в 1970-е годы городские власти провели реставрацию храма, во время которой были восстановлены многочисленные каменные «кокошники», которые до революции по какой-то причине были заделаны кровлей. В 1986 году в отремонтированном храме поместили склад новой гостиницы «Коломна», но уже через год из-за неправильного содержания помещения в церкви обвалился пол вместе с имуществом гостиницы. В 1992 году администрация Московской области решила передать бывший православный храм религиозной общине РПСЦ – старообрядческому направлению, центр которого находится на Рогожском кладбище в Москве.

О том, как коломенские староверы оказались в нестарообрядческом храме рассказано в книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей». Еще в конце XVIIIстолетия коломенские ревнители старины обосновались в Запрудной слободе. Здесь в 1774 году богатому купцу-староверу Илье Акимовичу Лажечникову (деду известного писателя И.И. Лажечникова) и его товарищам удалось возвести деревянную церковь при кладбище, где негласно служили по старому чину. Когда власти узнали, что храм возведен по причине «раскольнического суеверия», его велели снести, разобрать на бревна. Тем не менее, такой полулегальный старообрядческий храм просуществовал в Запрудне с 1774 по 1790-е годы.

На фото семья Гермогена Вавиловича Здравомыслова – дьякона, служившего в церкви Николы на Посаде до ее передачи старообрядцам. Фото из семейного архива И.С. Вевюрко

С середины XIXвека общины старообрядцев в Коломне собирались на молитву при домах богатых купцов. Существовало два центра старообрядцев-поповцев: моленная в доме купцов Морковкиных (на месте зданий пожарного депо) и в усадьбе фабрикантов Рыбаковых. После указа Николая II«Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы получили право возводить полноценные легальные храмы, и в 1910 году рыбаковская община построила недалеко от железнодорожной станции Коломна деревянную церковь в честь Рождества Богородицы. После революции церковь была закрыта. В 1934 году у старообрядческого храма снесли купол и колокольню, и строение стало похоже на обычный деревянный дом. Внутри устроили квартиры для четырех семей. В 1975 году остатки храма и соседние деревянные дома снесли: сейчас на этом месте стоит пятиэтажка.

Наследникам общины этого снесенного храма Рождества Богородицы у станции и передали храм Николы на Посаде в 1992 году. В приходе особенно почитают старообрядческого святого Павла епископа Коломенского единственного иерарха XVIIвека, который открыто выступил против церковных реформ Никона. Павел был низложен с коломенской кафедры, сослан в северный Палеостровский монастырь, и, по версии старообрядцев, убит по тайному указу патриарха. Староверы считают его мучеником и «апостолом Коломны».

Никола Гостиный

Второй Никольский храм в Коломне был построен в начале XVIстолетия на средства богатого «гостя» (купца) Василия Ивановича Юрьева. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов упоминал храм Николы Гостиного как специализированный храм для купцов. Многие коломенские церкви старались привлекать торговых людей и «соревновались» в том, где отслужат обедню раньше, чтобы купцы, завершив молитву с утра, могли скорее отправиться к мирским делам. Гиляров-Платонов писал: «В старые времена, чего я уже не запомню, ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в Городе) обязана, сказывали мне, самым сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для этого сооруженному храму дозволены были обедни ранее указанного часа».

Иногда название Николы Гостиного связывали с тем, что в храме «гостил» в старину чудотворный образ святителя Николая Зарайского. В 1514 году из-за угрозы нашествия крымских татар священники города Зарайска перевезли в Коломну главную свою святыню. «В гостях» святителем Николаем были явлены многие чудеса, узнав о которых великий князь Василий IIIвелел построить в Коломне собственный храм Николы Зарайского и сделать список с иконы. В 1517 году зарайские священники отправились обратно в свой город, но им отдали не оригинал чтимой иконы, а список. Через год святитель Николай вновь явил чудо: Зарайская икона сверхъестественным образом возникла на своем исконном месте, а в Коломне обнаружили лишь ее список.

Писатель Н. Д. Иванчин-Писарев считал, что Зарайская икона «гостила» в Коломне и в Смутное время. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский приписывал, по словам историка, свое спасение от ножа убийцы иконе Николая Чудотворца. Будучи воеводой в Зарайске и беспокоясь о сохранности святыни во время нашествия литовцев и поляков, князь будто бы велел перевезти икону в Коломну. После ухода мятежников святыня вернулась в Зарайск, а в Коломне написали копию, которую поместили в храме Николы Гостиного. Стоит отметить, что это предание большинство исследователей и историков, например А.Б. Мазуров, считают ошибочным наложением старого сюжета времен Василия III на более позднюю эпоху.

В советские годы храм Николы Гостиного был закрыт и разорен, но святыню XVIвека как историческую ценность увезли в Москву. Сегодня оригинальный коломенский список Николы Зарайского хранится в Третьяковской галерее, а в храме Николы Гостиного помещена его цифровая полноцветная копия в натуральную величину. Она была создана к выставке икон в 2008 году, а после ее завершения подарена церкви.