Епископ Феодосий – покровитель Старо-Голутвина монастыря

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Покровителями Старо-Голутвина монастыря в Коломне почитаются многие святые, имевшие отношение к истории обители. Среди них преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской, преподобный Григорий Голутвинский, а также старец Варсонофий Оптинский. В 1920-е годы у монастыря появился еще один чтимый святой – священноисповедник Феодосий. Он был епископом Коломны в непростые для православной церкви годы советской власти. С 2006 года мощи святого Феодосия находятся в Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря.

Старо-Голутвин Богоявленский монастырь

Старо-Голутвин монастырь был основан в 1385 году великим князем Дмитрием Донским недалеко от впадения реки Москвы в Оку. Название Голутвинского монастыря, возможно, произошло от «голыдьбы» – шайки разбойников, которая гнездилась в этих местах еще до основания обители. Это не единственный православный монастырь, имя которого связано с легендами о разбойниках. Например, подмосковная Николо-Берлюковская пустынь также по одной из народных версий получила имя разбойника Берлюка, а название знаменитой Оптиной пустыни в Калужской области по легенде произошло от клички раскаявшегося разбойника Опты.

В Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря расположена рака с мощами преподобного Григория Голутвинского – первого игумена этой коломенской обители. Одним из немногих достоверных исторических источников, в котором упоминается Григорий, является житие преподобного Сергия Радонежского, написанное в XV веке. В двадцать третьей главе «Жития и чудес преподобного Сергия игумена Радонежского» говорится, что великий князь Дмитрий Иванович Донской попросил Сергия благословить место, выбранное им для создания монастыря в честь Богоявления в Коломне.

Согласно житию святой отправился пешком из Троицкого монастыря в Коломну и «благословил место, выбранное великим князем для строительства на нем церкви в честь Богоявления». Следует сказать, что в те годы многие князья желали иметь в своих владениях монастырь, который бы основал и возглавил Радонежский праведник. Естественно, святой не мог угодить всем желающим. Преподобный выходил из положения так: он прибывал из Троицкой обители в тот или иной город или место, основывал там монастырь, а игуменом вместо себя ставил одного из своих учеников-монахов. Так Сергий ответил и на просьбу князя Дмитрия Донского, отпустив «одного из своих учеников – иеромонаха Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь на должность его строителя».

Феодосий Ганицкий – епископ Коломны

В том же Богоявленском соборе, где стоит рака с мощами преподобного Григория Голутвинского, есть еще одна деревянная сень с мощами священноисповедника Феодосия Ганицкого. Термин «священноисповедник» состоит из двух частей: «священно» и «исповедник». Вторая часть этого слова означает, что человек серьезно пострадал за «исповедание» христианской веры, хотя, в отличие от «мученика», не был за это убит. Первая же часть слова указывает на то, что исповедник находился в священническом сане. Святой Феодосий был епископом Коломенским и Бронницким, поэтому у его гроба стоят различные церковные атрибуты этого звания.

В сборнике жизнеописаний новомучеников и исповедников XX века, составленном игуменом Дамаскиным Орловским, приведен рассказ о Феодосии Ганицком. Будущий святой родился в 1860 году в семье сельского священника Киевской губернии. Многие годы он жил в Крыму, а в 1900-е был переведен церковным руководством в Москву. Уже после революции 1917 года Феодосий получил сан епископа Коломенского и Бронницкого, после чего переехал в Коломну и поселился в доме настоятеля местного Успенского собора. Вскоре новый епископ столкнулся с преследованием со стороны советской власти. Поводом для первого ареста стал традиционный коломенский крестный ход, который возглавил епископ Феодосий в июне 1921 года.

Крестный ход от Старо-Голутвина монастыря к центру города в четверг перед праздником Троицы был установлен еще в 1849 году в память о погибших от холеры, а также в благодарность Богу за прекращение эпидемии. Несмотря на то, что события, которым был посвящен этот обряд, относились к давнему времени, крестный ход в этот день долго оставался почитаемой местной традицией. В этот день прекращалась торговля, закрывались кабаки, а многие люди не пили спиртного и не ели мяса. Во время молебна дьякон в присутствии Феодосия и собравшихся верующих громко поминал погибших в давние годы от холеры, в том числе и великого князя Николая Александровича – брата Александра III. Публичное поминовение члена царской семьи в 1921 году, пусть и умершего более семидесяти лет назад, стало поводом для обвинения епископа в пособничестве контрреволюционной агитации.

Феодосия арестовали вскоре после крестного хода. Епископа также обвинили в том, что в храмах Коломны во время служб он якобы призывал бороться с советской властью. Все эти обвинения Феодосий Ганицкий отрицал: «Я могу только развести руками, слыша, как искажается моя проповедь с целью показать, что я задеваю существующую власть…Политической агитацией с церковной кафедры я не занимался и не занимаюсь, и не намерен заниматься, ибо считаю это недостойным звания пастыря». Суд посчитал вину епископа доказанной, и в начале августа Феодосий был помещен в коломенскую тюрьму. Однако через два месяца дело было неожиданно пересмотрено. Епископа освободили, и он смог на какое-то время возобновить церковное служение в Коломне.

В 1922 году в связи с кампанией государства по изъятию церковных ценностей и новой волной преследований православного духовенства епископ Коломенский был вызван в Москву, где был арестован во второй раз. В 1920-е годы репрессии против религии в Советской России были еще не столь последовательными, как в конце 1930-х. Многие решения о несправедливых арестах священников и закрытии храмов в те годы было возможно обжаловать в судах и высших инстанциях. Поэтому в 1923 году епископ был снова освобожден, и в очередной раз вернулся в Коломну.

Между своим вторым и третьим арестом, который произошел в 1929 году, Феодосий фактически восстановил монашескую жизнь в своем любимом Старо-Голутвином монастыре. Однако последний арест положил конец его трудам: вместе с ним были арестованы все монахи, а также некоторые близкие ему простые верующие. 3 февраля 1930 года суд приговорил епископа к пяти годам северной ссылки. Спустя три года пожилой Феодосий смог вернуться в Подмосковье, а остаток жизни он провел в селе Сушково Луховицкого района. Епископ скончался своей смертью в 1937 году и был погребен возле местного Казанского храма. Эта могила почиталась верующими даже после закрытия церкви, на погосте которой она находилась. В мае 2006 года мощи священноисповедника Феодосия Ганицкого были перенесены в Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря, где находятся и сегодня.

Поделиться