Храм Бориса Годунова с «колокольницей»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В селе Большие Вяземы Одинцовского района находится самый древний сельский храм исторического Звенигородского уезда. Церковь была возведена в конце XVIвека в вотчине царя Бориса Годунова. Низ пятиглавого храма выстроен из белого камня, а верх – из кирпича. Рядом с церковью стоит уникальное сооружение – двухъярусная «колокольница». В Преображенском приходе почитают новомучеников священника Василия Горбачева, дьякона Николая Запольского и Елизавету Тимохину.
В начале XXвека граф Павел Сергеевич Шереметев задумал издать серию книг о наиболее замечательных русских усадьбах. Этому начинанию не было суждено осуществиться в полной мере из-за революции, однако в 1912 и 1916 годах успели выйти из печати книги серии о двух подмосковных усадьбах – Петровское и Вяземы. Павел Шереметев сам написал книгу о Вяземах, собрав множество источников, публиковавшихся до него в XIXвеке. В книге мы узнаем наиболее полную историю старинной Преображенской церкви, долгое время служившей усадебным храмом сначала в вотчине царя Бориса Годунова, а с конца XVIIстолетия в имении потомков князя Бориса Алексеевича Голицына.
Большой каменный храм в конце XVIвека был редким явлением даже для столицы: тогда приходские храмы были почти везде деревянными. По летописным свидетельствам, Вяземы в годуновскую эпоху представляли собой не просто село и даже не просто вотчину боярского царя, а целый городок. В нем было три церкви, монастырь, государев дворец, службы, плотина, мельница, дворы крестьян, торг и стан на Смоленской дороге – нынешнем Можайском шоссе. Единственной каменной постройкой была Троицкая церковь, которая сохранилась до наших дней с другим названием: в голицынскую эпоху она была переосвящена в честь Преображения Господня.
Помимо каменного Троицкого храма в Вяземах существовала также деревянная Никольская церковь и монастырь апостола Иоанна Богослова. Приходская Никольская церковь, по имени которой место долгое время называлось селом Никольским, сохранялась в Вяземах до 1694 года, а монастырь – до 1630-х годов. История подмосковного монастыря Иоанна Богослова в Вяземах, по-видимому, была недолгой. Обитель построил в своей вотчине еще Борис Годунов в конце XVIвека, но уже через сорок лет упоминания о вяземской пустыни из документов исчезают.
О том, что обитель существовала, говорит несколько исторических свидетельств Смутного времени. В дневнике сопровождающего польских послов Олесницкого и Гонсевского осталось такое описание села: «В Вяземе есть каменная церковь; ограда ее с шестью острыми деревянными башнями похожа на крепость. Послы хотели войти в монастырь, но их не пустили». О монастыре в Вяземах упоминали также польский переговорщик Самуил Маскевич, шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда и немецкий путешественник Мартин Берг.
В бывшей годуновской вотчине Лжедмитрий Iустроил потешный зимний бой, который едва не стоил самозванцу жизни. Он отправился к подмосковной обители в Вяземах с немецкой гвардией и московскими боярами для военной тренировки. Из снега был выстроен острог. Вооружившись снежками, русские бояре должны были защищать ледяной город от немцев и поляков, которых возглавлял сам Дмитрий. В первый день, как писал путешественник Мартин Берг, «потеха была чудесная – немцы переранили многих бояр». Иноземцы, отступив от правил, закидали русских воинов кусками льда и камнями, а затем овладели крепостью. На следующий день самозванец задумывал новый бой, но один из бояр успел отговорить царя от затеи: защитники крепости были оскорблены поведением немцев и готовились на следующий день при новой потешной схватке вооружиться ножами. Среди заговорщиков были и те, которые хотели зарезать и самого Лжедмитрия.
Рядом с храмом стоит годуновская «колокольница» – так называл это сооружение архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид Кавелин. Составитель географического словаря XVIIIвека А.М. Щекатов называл звонницу «особливого рода, каких нигде не видно». Искусствовед XIXвека Н.В. Султанов также отмечал колокольню в Больших Вяземах как «представляющую наиболее законченный и красивый образец подобных звонниц». Колокольница напоминает псковскую и новгородскую архитектуру, но в отличие от северных сооружений имеет два яруса арок. Поздние по времени одноярусные звонницы подобного типа в Подмосковье можно увидеть еще около храма-усыпальницы Олега Брянского в Осташево Волоколамского района и Успенской церкви в городе Клин.
В XXвеке трое священнослужителей и работница храма в Больших Вяземах были расстреляны по ложным обвинениям за свои религиозные убеждения. Священник Василий Горбачев, диакон Николай Запольский и Елизавета Тимохина были канонизированы православной Церковью в лике новомучеников. Несмотря на то, что священник Василий Горбачев служил в Преображенском храме в Больших Вяземах только месяц, с января по февраль 1938 года, здесь его считают своим небесным покровителем. Священник был родом из Саратовской губернии. В 1918 году отец Василий стал дьяконом. В голодные времена диакон жил в Поволжье, клал печи, чинил крыши, ремонтировал часы. Наконец, голод вынудил Василия Горбачева переселиться в Московскую область. В 1930-е годы он служил диаконом в Марково Раменского района, на Ильинском Погосте, в Парфентьево под Коломной. В октябре 1937 года в самый разгар репрессий против духовенства диакон Василий был рукоположен в иерея. Всего несколько месяцев Василий Горбачев служил в священническом сане: уже в феврале 1938 года он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.