личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
20 июня 2019 10:06:37
Истории святынь Подмосковья

Храм Бориса Годунова с «колокольницей»

12:26, 14 января 2019

В селе Большие Вяземы Одинцовского района находится самый древний сельский храм исторического Звенигородского уезда. Церковь была возведена в конце XVI века в вотчине царя Бориса Годунова. Низ пятиглавого храма выстроен из белого камня, а верх – из кирпича. Рядом с церковью стоит уникальное сооружение – двухъярусная «колокольница». В Преображенском приходе почитают новомучеников священника Василия Горбачева, дьякона Николая Запольского и Елизавету Тимохину.

В начале XX века граф Павел Сергеевич Шереметев задумал издать серию книг о наиболее замечательных русских усадьбах. Этому начинанию не было суждено осуществиться в полной мере из-за революции, однако в 1912 и 1916 годах успели выйти из печати книги серии о двух подмосковных усадьбах – Петровское и Вяземы. Павел Шереметев сам написал книгу о Вяземах, собрав множество источников, публиковавшихся до него в XIX веке. В книге мы узнаем наиболее полную историю старинной Преображенской церкви, долгое время служившей усадебным храмом сначала в вотчине царя Бориса Годунова, а с конца XVII столетия в имении потомков князя Бориса Алексеевича Голицына.

Большой каменный храм в конце XVI века был редким явлением даже для столицы: тогда приходские храмы были почти везде деревянными. По летописным свидетельствам, Вяземы в годуновскую эпоху представляли собой не просто село и даже не просто вотчину боярского царя, а целый городок. В нем было три церкви, монастырь, государев дворец, службы, плотина, мельница, дворы крестьян, торг и стан на Смоленской дороге – нынешнем Можайском шоссе. Единственной каменной постройкой была Троицкая церковь, которая сохранилась до наших дней с другим названием: в голицынскую эпоху она была переосвящена в честь Преображения Господня.

Помимо каменного Троицкого храма в Вяземах существовала также деревянная Никольская церковь и монастырь апостола Иоанна Богослова. Приходская Никольская церковь, по имени которой место долгое время называлось селом Никольским, сохранялась в Вяземах до 1694 года, а монастырь – до 1630-х годов. История подмосковного монастыря Иоанна Богослова в Вяземах, по-видимому, была недолгой. Обитель построил в своей вотчине еще Борис Годунов в конце XVI века, но уже через сорок лет упоминания о вяземской пустыни из документов исчезают.

О том, что обитель существовала, говорит несколько исторических свидетельств Смутного времени. В дневнике сопровождающего польских послов Олесницкого и Гонсевского осталось такое описание села: «В Вяземе есть каменная церковь; ограда ее с шестью острыми деревянными башнями похожа на крепость. Послы хотели войти в монастырь, но их не пустили». О монастыре в Вяземах упоминали также польский переговорщик Самуил Маскевич, шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда и немецкий путешественник Мартин Берг.

В бывшей годуновской вотчине Лжедмитрий I устроил потешный зимний бой, который едва не стоил самозванцу жизни. Он отправился к подмосковной обители в Вяземах с немецкой гвардией и московскими боярами для военной тренировки. Из снега был выстроен острог. Вооружившись снежками, русские бояре должны были защищать ледяной город от немцев и поляков, которых возглавлял сам Дмитрий. В первый день, как писал путешественник Мартин Берг, «потеха была чудесная – немцы переранили многих бояр». Иноземцы, отступив от правил, закидали русских воинов кусками льда и камнями, а затем овладели крепостью. На следующий день самозванец задумывал новый бой, но один из бояр успел отговорить царя от затеи: защитники крепости были оскорблены поведением немцев и готовились на следующий день при новой потешной схватке вооружиться ножами. Среди заговорщиков были и те, которые хотели зарезать и самого Лжедмитрия.

Рядом с храмом стоит годуновская «колокольница» – так называл это сооружение архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид Кавелин. Составитель географического словаря XVIII века А.М. Щекатов называл звонницу «особливого рода, каких нигде не видно». Искусствовед XIX века Н.В. Султанов также отмечал колокольню в Больших Вяземах как «представляющую наиболее законченный и красивый образец подобных звонниц». Колокольница напоминает псковскую и новгородскую архитектуру, но в отличие от северных сооружений имеет два яруса арок. Поздние по времени одноярусные звонницы подобного типа в Подмосковье можно увидеть еще около храма-усыпальницы Олега Брянского в Осташево Волоколамского района и Успенской церкви в городе Клин.

В XX веке трое священнослужителей и работница храма в Больших Вяземах были расстреляны по ложным обвинениям за свои религиозные убеждения. Священник Василий Горбачев, диакон Николай Запольский и Елизавета Тимохина были канонизированы православной Церковью в лике новомучеников. Несмотря на то, что священник Василий Горбачев служил в Преображенском храме в Больших Вяземах только месяц, с января по февраль 1938 года, здесь его считают своим небесным покровителем. Священник был родом из Саратовской губернии. В 1918 году отец Василий стал дьяконом. В голодные времена диакон жил в Поволжье, клал печи, чинил крыши, ремонтировал часы. Наконец, голод вынудил Василия Горбачева переселиться в Московскую область. В 1930-е годы он служил диаконом в Марково Раменского района, на Ильинском Погосте, в Парфентьево под Коломной. В октябре 1937 года в самый разгар репрессий против духовенства диакон Василий был рукоположен в иерея. Всего несколько месяцев Василий Горбачев служил в священническом сане: уже в феврале 1938 года он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.

Антон Саков

вверх