Храм над могилой матери Иосифа Волоцкого

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Церковь Петра и Павла в Волоколамске до реформ Екатерины II являлась соборным храмом упраздненного Власьевского женского монастыря. В этой обители тридцать лет подвизалась Марина Санина, в иночестве Мария – мать преподобного Иосифа Волоцкого. Над могилой инокини в конце XVII века был построен уцелевший до наших дней каменный Петропавловский храм, где 17 июля по старому стилю в день памяти святой мученицы Марины совершали панихиду. Церковь Петра и Павла бывшего Власьевского монастыря медленно восстанавливается. Возрождается и традиция ежегодных панихид на могиле инокини Марии.

Некоторые места из Евангелия, на первый взгляд, настраивают христианина враждебно к своим родителям и семье. Вспомним, например, слова Христа, приведенные в 14 главе Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот сложный отрывок, писал: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает…» Примерами того, что слова Спасителя не стоит понимать прямолинейно, служат жития двух великих монахов: преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Оба последовали за Христом, отказались от мирской жизни, но не забывали о родителях, братьях и родственниках.

Во все времена паломники особо почитали родителей преподобного Сергия Радонежского. Прежде чем поклониться мощам святого в Троице-Сергиевой лавре богомольцы заходили в Хотьковский монастырь к могилам Кирилла и Марии Радонежских. В 1992 году родители преподобного Сергия были официально канонизированы в лике святых в Русской Православной Церкви. Сегодня над ракой с их мощами в Покровском соборе Хотьковской обители установлена икона «Рода Сергиева». Кроме родителей святого монахами были родной брат Сергия преподобный Стефан, вместе с которым он основал Троицкий монастырь на холме Маковец, и племянник Феодор, ставший затем святителем Ростовским.

Таким же боголюбивым был род святого Иосифа Волоцкого – в миру Ивана Санина. Дедушка и бабушка святого приняли монашество с именами Герасим и Ирина, а один из трех братьев Вассиан также принял иноческий чин и стал впоследствии архиепископом Ростовским. На протяжении всей жизни Вассиан поддерживал своего знаменитого старшего брата. Уже будучи иноком Пафнутьева монастыря в Боровске, Иосиф призвал к монашеству своих родителей Ивана и Марину Саниных. Отец Иосифа постригся в том же Пафнутьевом монастыре с именем Иоанникий, а мать около тридцати лет прожила во Власьевской женской обители Волоколамска.

Вот что писал о бывшем Власьевском монастыре и Петропавловском храме Н.А. Рожественский в «Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии» 1864 года: «Петропавловская, каменная... Прежде был женский монастырь под именем Власиевского и получал содержание от Волоколамского Иосифова монастыря, потому что мать Преподобного Иосифа, Марина была монахинею в Власиевском монастыре и по смерти своей, в самом начале XVIвека, погребена в нем. Над гробом ее ежегодно совершается 17 июля панихида нарочно для сего приезжающими из Иосифова монастыря Архимандритом и братиею, совместно с Священноцерковнослужителями этой церкви».

В житии преподобного Иосифа Волоцкого, записанном епископом Крутицким Саввой Черным, рассказано, что святой заботился о родителях до самой их кончины. Приняв постриг в обители преподобного Пафнутия, Иосиф рассказал духовному наставнику о том, что ему жаль своих престарелых родителей, оставшихся в миру. Преподобный Пафнутий, видя, что родительская любовь не поколеблет твердое решение ученика быть иноком, велел ему об отце и матери «попечение иметь старости ради и немощи». Повинуясь воле духовника, инок Иосиф взял к себе в монастырь больного отца, а матери послал письмо с советом принять монашеский постриг в женской волоколамской обители священномученика Власия.

Отец Иосифа был полностью парализован, поэтому сын, разделив с ним одну келью, своими руками кормил его, поднимал и переносил, утешал чтением Священного Писания. По слову жития, Иосиф стал своему больному отцу «и старцем, и учителем, и слугой, и опорой». Отец, видя усердие сына, со слезами говорил ему: «Чем тебе воздам, чадо? Бог тебе воздаст за труды твои: не я тебе отец, а ты мне как отец и в телесных, и в духовных нуждах». Отец Иосифа скончался после пятнадцати лет их совместной жизни в монастыре. Преподобный Пафнутий, видя покорное служение Иосифа своему больному родителю, предрек ему славу на иноческом пути и основание собственного монастыря.

В отличие от отца, мать не видела Иосифа с тех самых пор, как он принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре. Чтобы, наконец, повидаться с сыном, она сама пришла пешком в Волоцкую обитель. Однако Иосиф, узнав о приходе матери, рассердился из-за нарушения иноческого устава и сказал родительнице, что, хотя она не увидит его больше в этой жизни, но Господь сподобит их увидеться в лучшем мире, где пребывают святые.

Перед кончиной Марии другой ее сын Елиазар стал свидетелем чудесных обстоятельств ухода инокини в иной мир. Лежащая на одре немощная старица неожиданно потребовала мантию, как будто собиралась встать и куда-то идти. Она пояснила удивленному сыну, что ее зовут стоящие у постели Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Мария Египетская. Инокиня приподнялась, чтобы пойти за святыми женами, и в этот момент скончалась. Узнав от брата об этом чудесном явлении, Иосиф поблагодарил Бога, давшего знак, что мать его наследовала вечную жизнь, и «приложил к слезам слезы и к трудам труды».