Храм-памятник защитникам Троице-Сергиевой обители

13:13, 10 февраля 2020

Первый деревянный храм Воскресения Словущего в Кокуевоской слободе был построен в середине XVII века по решению архимандрита Троицкой обители в память о погибших во время осады монастыря в 1608-1610 годы. В 2020 году прихожане Воскресенской церкви Сергиева Посада отмечают 200-летие постройки нынешнего каменного храма. В этой церкви и сегодня поминают защитников Лавры, погибших больше четырехсот лет назад.

Шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиева монастыря войсками поляков, литовцев и русских мятежников под руководством Александра Лисовского и Яна Сапеги 1608-1610 годов стала одним из ключевых событий Смутного времени. Стойкость иноков, воинов и мирян в обители преподобного Сергия стала образцом верности московскому царю. Известие о том, что враги, безуспешно осаждавшие Троицкую крепость больше года, вынуждены были, в конце концов, отступить, воодушевляло на борьбу с интервентами. На восточной стороне обелиска, установленного в Троице-Сергиевой лавре в XVIII веке, есть слова, подчеркивающие историческое значение осады монастыря: «Обитель сия… и долговременную выдержала осаду; и тем северные страны, а чрез них и самую столицу и всю Россию предохранила».

Осада монастыря поляками была не только важным военным эпизодом Смутного времени. В представлении защитников обители она имела религиозное значение. Сапега и Лисовский пришли с 30-ти тысячным войском к Троицкой обители 23 сентября 1608 года (по старому стилю), за два дня до празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. Совершив несколько неудачных попыток завладеть крепостью, польские полководцы поняли, что нужно готовиться к длительной осаде. В то же время Сапега попытался склонить Троицких воевод и монахов добровольно сдать крепость и подчиниться Тушинскому правителю. Однако, по словам историка С.М. Соловьева, монахи и ратные люди видели у стен обители, прежде всего, толпы иноверцев, пришедших расхитить святыни. Выбор был не между Лжедмитрием, называвшим себя наследником Ивана Грозного, и боярским царем Василием Шуйским, а между тем, чтобы защитить или оставить святыню. «Здесь дело шло… о том, предать ли гроб великого чудотворца на поругание врагам православной веры. Троицкие сидельцы защищали не престол Шуйского только, но гроб Св. Сергия… При господстве религиозного одушевления измена не могла пересилить верности в Троицком монастыре», – писал Соловьев.

Во время осады Троице-Сергиева монастыря произошел целый ряд чудесных явлений и предзнаменований. 23 октября 1608 года преподобный Сергий явился во сне пономарю Иринарху и сообщил о готовящемся приступе врагов: святой прошел по стене обители, кропя ее здания святой водой. Ночью поляки сделали попытку нападения, которая, благодаря тому, что защитники были предупреждены, завершилась неудачей. 26 октября в день святого великомученика Дмитрия Солунского иноки совершили крестный ход по стенам монастыря, а поляки, заметив это, поспешили скрыться в своем лагере. После этого русские воины совершили удачную вылазку в стан врага и даже взяли в плен одного из ротных командиров.

1 ноября поляки в ходе нового приступа убили и ранили почти двести защитников монастыря. В это скорбное время архимандриту Иоасафу явился Сергий Радонежский, молящийся у иконы Святой Троицы, и сказал: «Бдите и молитесь! Всесильный Господь по множеству щедрот своих еще милует вас и дает вам время на покаяние». 8 ноября на день Архангела Михаила бедствия продолжились: снаряды врага ранили инока Корнилия и убили одну старицу, когда та шла на службу. Другое ядро во время вечерней службы ударило в колокол, отлетело и через окно алтаря разбило икону Архангела Михаила. Еще один снаряд разбил доску с образом Николая Чудотворца. Видя эти страшные предзнаменования, архимандрит, братия и весь народ пришли в уныние. Однако настоятелю явился сам архистратиг Михаил и ободрил его словами: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение». В тот же вечер на молитвенном правиле архимандрит удостоился нового видения преподобного Сергия, ободрявшего сидельцев, а на утро несколько иноков и мирян увидели Радонежского чудотворца перед утреней, ходившего по обители и созывавшего братию в церковь. В самой же церкви видели святителя Серапиона, молившегося перед образом Божией Матери.

Преподобный Сергий не только ободрял запертых в монастыре людей, но и обличал ратников за трусость и малодушие. Некий «муж святолепный», в котором воины узнали Радонежского игумена, шел к надвратной церкви и говорил им: «Что вы трепещете? Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троицы. Скажите в обители, что нечисто живущие в святом месте сем погибнут».

12 января 1610 года Сапега и Лисовский, наконец, вынуждены были отступить от стен Троицкого монастыря. За время шестнадцатимесячной осады от рук врага, холода и болезней, по свидетельству летописца тех событий Авраамия Палицына, погибло более двух тысяч защитников, триста монахов, множество детей, женщин и стариков. Спустя шесть лет возмездие настигло одного из организаторов осады. В день церковной памяти преподобного Сергия неожиданно и без видимой причины скончался Александр Лисовский: «И как будет от Стародуба двадцать восемь верст и Лисовскому учинилась смерть вскоре, спал с коня, и издох при них сентября в 25 день на Чудотворцеву Сергиеву память…»

В память о погибших во время осады в 1653 году в Кокуевской слободе была построена деревянная церковь Воскресения Словущего. На этом месте во время осады был лес, куда сидельцы совершали тайные вылазки за дровами. Здесь случались схватки с захватчиками за бесценное топливо. Наряду со скудной пищей и цингой, холод стал лютым врагом запертых в монастыре, которые так описывали бедствие: «В осаде нам теснота и нужда великая: по дрова не выпустят, от келий кровли, задние сени и чуланы уже пошли на дрова, теперь жжем житницы».

Сохранившаяся каменная Воскресенская церковь была построена на месте деревянной в 1820 году. Память о погибших при осаде Лавры хранится на приходе и сегодня. 25 января в Воскресенской церкви был отслужен благодарственный молебен, посвященный событиям 410-летней давности. Уже в наше время в церкви появились новые традиции и чтимые иконы. Во дворе церкви была построена часовня-памятник погибшим воинам в современных локальных конфликтах. По пятницам в Воскресенской церкви служат молебны у почитаемого на приходе списка иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и у образа святителя Спиридона Тримифунтского. В храме возле иконы святого есть сапожок, в который богомольцы кладут записки со своими просьбами. Каждую неделю священнослужители вынимают эти записки и за молебном просят помощи у святителя Спиридона.

Антон Саков

© 2020 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх