личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
16 февраля 2019 13:08:56
Истории святынь Подмосковья

Храм в Перхушково и чадозаступник Стилиан

13:15, 28 января 2019
ВСТРОИТЬ НА САЙТ

Церковь в Перхушково на Можайском шоссе была построена в 1763 году на средства владельцев села дворян Яковлевых. Покровский храм дважды становился свидетелем войны: пережил разорение французами при нашествии Наполеона, а в 1941 году недалеко от Перхушково находился штаб Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова. В церкви уцелели многие старинные иконы. Есть в храме и одна необычная икона современного письма, на которой изображен святой Стилиан Пафлагонянин – защитник детей.

Обер-прокурор, изгнанный Синодом

Самый известный представитель дворянского рода Яковлевых вошел в историю под другой фамилией – это Александр Иванович Герцен. Родной дядя писателя Александр Алексеевич Яковлев владел подмосковным селом Перхушково, а на его дочери Наталье – то есть на двоюродной сестре – Герцен женился в 1838 году.

Александр Алексеевич Яковлев в царствование Александра I занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода, хотя особенной религиозностью не отличался. Обер-прокурором мог стать человек и не слишком набожный, а на практике часто вовсе был далек от Церкви. Например, о другом обер-прокуроре Александре Ивановиче Голицыне известно, что лишь вступив в должность тот начал знакомиться с вопросами веры и церковного устройства, которым до этого был чужд «как воспитанник безбожного вольтерьянского века». По мере общения с духовенством Голицын узнавал Священное писание, святоотеческое предание. В душе его произошла «разительная перемена», правда, из вольнодумца он стал не православным верующим, а мистиком. Он не признавал «внешнюю» церковь, хотя по должности занимался ее внутренними вопросами.

Может сложиться впечатление, что в синодальный период Церковь оказалась в плену не просто у мирских гражданских чиновников, а у людей чуждых ей по мировоззрению, однако это не совсем так. Обер-прокурор при Синоде не был диктатором, которого Церковь безоговорочно слушалась. Часто архиереям удавалось поставить этого чиновника под свой контроль. Многое зависело от личных контактов царя с влиятельными членами Синода. Такая ситуация, например, сложилась в царствование императора Павла I, когда влиятельный архиепископ, а затем митрополит Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов добился того, что Синод сам выбрал удобного обер-прокурора. В то же время история А.А. Яковлева – это яркий пример того, как архиереи в синодальный период могли низложить неугодного Церкви гражданского чиновника. Правление Яковлева длилось недолго – с января по октябрь 1803 года.

О своей недолгой службе на посту «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде», о личной борьбе с высокопоставленными архиереями А.А. Яковлев оставил записки, которые назвал «исповедью честного человека, пострадавшего за верность к своему государю». Яковлев писал, что вступив в должность, он обнаружил в церковных делах «великие запущения,  требующие скорейшего восстановления порядка и правосудия». Первым же распоряжением на новом посту обер-прокурор настроил архиереев против себя: Яковлев решил навести порядок в финансах Синодальной типографии. Митрополит Амвросий Подобедов, по словам Яковлева, пригласил его на беседу, где убеждал чиновника быть с архиереями заодно, обещал выпросить в случае повиновения у царя чин, ленту, столовые деньги, деревню и прочие блага. Архиереи якобы говорили обер-прокурору: «Будьте с нами как предместник ваш… не подражайте Чебышеву и князю Хованскому; первого мы проклинаем, а второго угнали мы в Симбирск и едва не в Сибирь. За указ о типографии мы теперь вас простим, если вы вперед обещаете ни о чем государю не докладывать, не спросясь нас». Яковлев отверг предложение архиереев и продолжил свою независимую линию на посту.

В этом противостоянии гражданской и духовной власти сильнее оказался Синод во главе с митрополитом Амвросием Подобедовым. Царь встал на сторону духовенства, а строптивый обер-прокурор через девять месяцев после назначения был отправлен в отставку. В отместку за поражение в записках Яковлев называл своих врагов безнравственными и порочными священнослужителями. В его список кроме митрополита Амвросия попали также архиепископ Павел Ярославский и Ростовский, архиепископ Ириней Псковский, архиепископ Ахтальский Варлаам, обер-священник армии и флота Павел Озерецковский, придворный духовник Исидор Петров. О себе же Яковлев писал как о жертве интриг: «Я с моей правотой оставался один, беспомощен… Я – христианин и на Бога твердо надеюсь; но претерпение мое выше сил человеческих!» В то же время, многие исследователи синодальной эпохи называли сведения из записок Яковлева предвзятыми, а его знаменитый племянник вольнодумец А.И. Герцен в сочинении «Былое и думы» оставил малопривлекательный портрет родственника и бывшего обер-прокурора: «Это было одно из тех оригинально-уродливых существ, которые только возможны в оригинально-уродливой русской жизни…он проводил время в разврате и праздной пустоте до самой смерти».

Чадозаступник Стилиан

Среди множества старинных ликов Покровского храма в Перхушково, уцелевших еще с дореволюционных времен, обращает внимание один небольшой современный образ греческого письма. На нем изображен старец в монашеской одежде, который держит на руках спеленатого младенца. Мы привыкли, что в православной иконографии в образе младенца почти всегда предстает Иисус Христос на руках Богородицы. Существует также редкая, но устоявшаяся иконография старца Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом на руках, основанная на евангельском повествовании о Сретении Господнем. Этот образ не следует путать с похожей иконой преподобного Стилиана Пафлагонянина.

В Греции и на Кипре преподобный инок Стилиан почитается как защитник детей, покровитель многодетных семей и помощник бесплодным родителям – вот почему он держит в руках младенца. В России этот святой долгое время был неизвестен, и только в XIX веке в южных губерниях стали появляться русские иконы святого «Устилиана Чадозаступника» с младенцем на руках. В житии святого мы читаем о человеке, который раздал все имущество бедным и удалился из мира, ведя жизнь отшельника. Стилиан жил в простоте и нищете, и святая жизнь инока привлекала к его хижине страждущих и больных. Первым чудом, которое совершил Стилиан, стало исцеление младенца. После этого чуда к пещере святого стали стекаться страдающие разными недугами люди, но особое попечение Стилиан продолжал оказывать детям. Этот святой до сих пор остается малоизвестным в России. Одну из редких его икон можно увидеть в Покровской церкви подмосковного Перхушково.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх