Храм в Рождествено – усыпальница царского брадобрея

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Каменный храм в Рождествено городского округа Истра был построен в 1810-1823 годы владельцем села графом Иваном Павловичем Кутайсовым. Крещеный турок, брадобрей и любимец Павла Iуже после смерти императора поселился вдали от придворной жизни в своем подмосковном имении. Вместе с супругой он был погребен в подклете выстроенной им Рождественской церкви. Этот храм также связан с именем Анны Вырубовой – фрейлины царицы-мученицы Александры Федоровны. После 1917 года ближайшая подруга последней императрицы и праправнучка Кутайсова претерпела множество гонений, тайно покинула Россию и, приняв монашеский постриг, скончалась в Финляндии в 1964 году.

Первое свидетельство о деревянной церкви Рождества Христова в селе Рождествено встречается в документах 1628 года. В конце XVIIи начале XVIIIстолетий в Рождествено существовало сразу две церкви – Рождественская и Покровская (с приделами великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Никона Радонежского).

В отказной книге конца XVIIстолетия встречается подробное описание обоих храмов и их икон: «Церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровый, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальной Троицы…образ Рождества Христова… образ московских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, образ Алексия человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунского, да Агапия…образ Николая чудотворца в житье». Во второй Покровской церкви упоминались иконы преподобного Сергия, пророка Даниила и Макария Желтоводского в молении.

В начале XIXстолетия подмосковное село стало имением фаворита Павла IИвана Павловича Кутайсова. Архимандрит Леонид Кавелин в книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-архитектурном отношении» (1878 года) упоминал особые реликвии храма в Рождествено – иконы, подаренные Кутайсову лично царем Павлом Петровичем. Вот точная цитата из этой книги: «В церкви есть иконы, которыми, по преданию, император Павел Iи его Августейшая супруга благословили при бракосочетании вотчинника этого села, известного любимца императора, графа И.П. Кутайсова».

Подлинное происхождение графа Ивана Павловича Кутайсова неизвестно – его имя, фамилия и отчество были придуманы великим князем и будущим императором Павлом при крещении (фамилия образована от названия города Кутай, где он предположительно родился). История Кутайсова такова: неизвестный мальчик турчонок был взят в плен русскими войсками при штурме турецкой крепости Бендер, затем привезен в Санкт-Петербург и «подарен» наследнику престола Павлу. Великий князь сделал его своим камердинером (в его обязанности входило умывание и бритье наследника престола). Кутайсов за государственный счет был послан изучать парикмахерское искусство в Берлин и Париж, получил хорошее воспитание. Ловкий и способный брадобрей со временем приобрел большое влияние на Павла. После вступления на всероссийский престол Павла Петровича его любимец Кутайсов был буквально осыпан орденами, титулами и имениями. В частности, он получил 5 тысяч душ крестьян в Тамбовской губернии и Курляндии, богатые рыбные ловли на Волге. В своих обширных владениях Кутайсов завел полотняную и суконную фабрику, конный завод, мукомольную мельницу.

Д.Н. Бантыш-Каменский в «Словаре достопамятных людей русской земли» называл Кутайсова «любимцем счастья» и отмечал его неколебимую преданность благодетелю-монарху. Девизом Кутайсова были слова, красовавшиеся на его личном гербе: «живу Одним и для Одного», подразумевавшие императора. Не удивительно, что после убийства Павла Петровича заговорщиками и воцарения Александра I, граф Кутайсов лишился почти всех владений и влияния при дворе. Первое время после дворцового переворота он скрывался в Европе, а последние годы жизни вместе со своей супругой Анной Петровной провел в любимом подмосковном селе Рождествено, занимаясь сельским хозяйством. Именно в эти годы он построил усадьбу, от которой до нашего времени сохранился целиком только Христорождественский храм. Строительство церкви по времени совпало с трагическим событием в семье – на Бородинском поле в 1812 году погиб молодой сын графа – Александр Иванович Кутайсов.

Прах четы Кутайсовых был погребен в семейном склепе в храме села Рождествено. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, а позднее в ней располагался склад химических удобрений. На начало 1990-х годов храм находился в аварийном состоянии, однако, несмотря на многолетнее запустение и разорение, при реставрации в подвале было обнаружено место графской гробницы. Чудом уцелели фрагменты гроба и часть мундира Ивана Павловича, которые теперь хранятся в музее православной школы «Рождество».

После графа Кутайсова село Рождествено перешло его зятю князю А.Ф. Голицыну, а затем – генерал-лейтенанту И.Н. Толстому. Внучка Иллариона Николаевича Толстого – Анна Александровна Вырубова – провела свое детство в семейном имении Рождествено. Впоследствии она стала фрейлиной и ближайшей подругой императрицы Александры Федоровны. После революции, пережив несколько арестов и тюремных заключений, ей удалось бежать из Советской России в Финляндию. В это время она приняла монашеский постриг, предположительно в Смоленском скиту Валаамского монастыря.

В изгнании Анна Вырубова (Танеева) написала ценные мемуары «Страницы моей жизни», раскрывающие уклад семьи последнего русского царя Николая II. Для нас интересны несколько отрывков, которые бывшая фрейлина императрицы посвятила селу Рождествено и его церкви.

«Шесть месяцев в году мы проводили в родовом имении «Рождествено» под Москвой. Это имение принадлежало нашему роду 200 лет. Соседями были родственники, князья Голицыны, и Великий князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали Великую княгиню Елизавету Федоровну (старшую сестру государыни императрицы Александры Федоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в Ильинское, и они приезжали к нам – на длинных линейках – со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке».

А вот что А.А. Вырубова писала из Трубецкого бастиона 24 мая 1917 года: «Мама и папа мои ненаглядные. Вы поймете, как трудно было мне эти два дня Великого Праздника в тюрьме. Вспоминала родное Рождествено, как мы ходили с цветами в дорогую убогую церковь, где и пол был посыпан травкой. Веселый, любящий и праздничный народ… Верю, что и в селе все молятся за меня».

В Рождествено некогда почитался список Грузинской иконы Божией Матери. В метрике Христорождественской церкви 1887 года, выписка которой приводится на краеведческом сайте «Утраченный Божий дом», есть указание: «В церкви есть древняя икона Грузинской Божией Матери, называемая явленною, особенно чтимая прихожанами. До сих пор охраняется место в 1,5 верстах от церкви, где в прошлом столетии по преданию явилась эта икона».

В начале XXвека примерно в двух километрах от храма Рождества Христова по дороге в Аносин монастырь была возведена каменная часовня со святым колодцем, посвященная Грузинской иконе. По преданию именно на этом месте явился местночтимый образ Божией Матери, который священники несколько раз возвращали в Христорождественский храм, но он снова и снова чудесным образом оказывался в лесном овраге.

Пешая тропа в Аносино давно заросла, а место часовни оказалось на территории дома отдыха «Снегири». В 2011 году энтузиастами было найдены остатки колодца и фундамента Грузинской часовни. Поисковые работы велись краеведом Сергеем Мамаевым, работниками и учащимися православной школы «Рождество».