Храм в Рождествено – усыпальница царского брадобрея

11:55, 08 июня 2020

Каменный храм в Рождествено городского округа Истра был построен в 1810-1823 годы владельцем села графом Иваном Павловичем Кутайсовым. Крещеный турок, брадобрей и любимец Павла I уже после смерти императора поселился вдали от придворной жизни в своем подмосковном имении. Вместе с супругой он был погребен в подклете выстроенной им Рождественской церкви. Этот храм также связан с именем Анны Вырубовой – фрейлины царицы-мученицы Александры Федоровны. После 1917 года ближайшая подруга последней императрицы и праправнучка Кутайсова претерпела множество гонений, тайно покинула Россию и, приняв монашеский постриг, скончалась в Финляндии в 1964 году.

Первое свидетельство о деревянной церкви Рождества Христова в селе Рождествено встречается в документах 1628 года. В конце XVII и начале XVIII столетий в Рождествено существовало сразу две церкви – Рождественская и Покровская (с приделами великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Никона Радонежского).

В отказной книге конца XVII столетия встречается подробное описание обоих храмов и их икон: «Церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровый, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальной Троицы…образ Рождества Христова… образ московских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, образ Алексия человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунского, да Агапия…образ Николая чудотворца в житье». Во второй Покровской церкви упоминались иконы преподобного Сергия, пророка Даниила и Макария Желтоводского в молении.  

В начале XIX столетия подмосковное село стало имением фаворита Павла I Ивана Павловича Кутайсова. Архимандрит Леонид Кавелин в книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-архитектурном отношении» (1878 года) упоминал особые реликвии храма в Рождествено – иконы, подаренные Кутайсову лично царем Павлом Петровичем. Вот точная цитата из этой книги: «В церкви есть иконы, которыми, по преданию, император Павел I и его Августейшая супруга благословили при бракосочетании вотчинника этого села, известного любимца императора, графа И.П. Кутайсова».

Подлинное происхождение графа Ивана Павловича Кутайсова неизвестно – его имя, фамилия и отчество были придуманы великим князем и будущим императором Павлом при крещении (фамилия образована от названия города Кутай, где он предположительно родился). История Кутайсова такова: неизвестный мальчик турчонок был взят в плен русскими войсками при штурме турецкой крепости Бендер, затем привезен в Санкт-Петербург и «подарен» наследнику престола Павлу. Великий князь сделал его своим камердинером (в его обязанности входило умывание и бритье наследника престола). Кутайсов за государственный счет был послан изучать парикмахерское искусство в Берлин и Париж, получил хорошее воспитание. Ловкий и способный брадобрей со временем приобрел большое влияние на Павла. После вступления на всероссийский престол Павла Петровича его любимец Кутайсов был буквально осыпан орденами, титулами и имениями. В частности, он получил 5 тысяч душ крестьян в Тамбовской губернии и Курляндии, богатые рыбные ловли на Волге. В своих обширных владениях Кутайсов завел полотняную и суконную фабрику, конный завод, мукомольную мельницу.

Д.Н. Бантыш-Каменский в «Словаре достопамятных людей русской земли» называл Кутайсова «любимцем счастья» и отмечал его неколебимую преданность благодетелю-монарху. Девизом Кутайсова были слова, красовавшиеся на его личном гербе: «живу Одним и для Одного», подразумевавшие императора. Не удивительно, что после убийства Павла Петровича заговорщиками и воцарения Александра I, граф Кутайсов лишился почти всех владений и влияния при дворе. Первое время после дворцового переворота он скрывался в Европе, а последние годы жизни вместе со своей супругой Анной Петровной провел в любимом подмосковном селе Рождествено, занимаясь сельским хозяйством. Именно в эти годы он построил усадьбу, от которой до нашего времени сохранился целиком только Христорождественский храм. Строительство церкви по времени совпало с трагическим событием в семье – на Бородинском поле в 1812 году погиб молодой сын графа – Александр Иванович Кутайсов.

Прах четы Кутайсовых был погребен в семейном склепе в храме села Рождествено. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, а позднее в ней располагался склад химических удобрений. На начало 1990-х годов храм находился в аварийном состоянии, однако, несмотря на многолетнее запустение и разорение, при реставрации в подвале было обнаружено место графской гробницы. Чудом уцелели фрагменты гроба и часть мундира Ивана Павловича, которые теперь хранятся в музее православной школы «Рождество».

После графа Кутайсова село Рождествено перешло его зятю князю А.Ф. Голицыну, а затем – генерал-лейтенанту И.Н. Толстому. Внучка Иллариона Николаевича Толстого – Анна Александровна Вырубова – провела свое детство в семейном имении Рождествено. Впоследствии она стала фрейлиной и ближайшей подругой императрицы Александры Федоровны. После революции, пережив несколько арестов и тюремных заключений, ей удалось бежать из Советской России в Финляндию. В это время она приняла монашеский постриг, предположительно в Смоленском скиту Валаамского монастыря.

Анна Вырубова (слева) и императрица Александра Федоровна, 1909 год. Из книги «Страницы моей жизни»

В изгнании Анна Вырубова (Танеева) написала ценные мемуары «Страницы моей жизни», раскрывающие уклад семьи последнего русского царя Николая II. Для нас интересны несколько отрывков, которые бывшая фрейлина императрицы посвятила селу Рождествено и его церкви.

«Шесть месяцев в году мы проводили в родовом имении «Рождествено» под Москвой. Это имение принадлежало нашему роду 200 лет. Соседями были родственники, князья Голицыны, и Великий князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали Великую княгиню Елизавету Федоровну (старшую сестру государыни императрицы Александры Федоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в Ильинское, и они приезжали к нам – на длинных линейках – со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке».

А вот что А.А. Вырубова писала из Трубецкого бастиона 24 мая 1917 года: «Мама и папа мои ненаглядные. Вы поймете, как трудно было мне эти два дня Великого Праздника в тюрьме. Вспоминала родное Рождествено, как мы ходили с цветами в дорогую убогую церковь, где и пол был посыпан травкой. Веселый, любящий и праздничный народ… Верю, что и в селе все молятся за меня».

В Рождествено некогда почитался список Грузинской иконы Божией Матери. В метрике Христорождественской церкви 1887 года, выписка которой приводится на краеведческом сайте «Утраченный Божий дом», есть указание: «В церкви есть древняя икона Грузинской Божией Матери, называемая явленною, особенно чтимая прихожанами. До сих пор охраняется место в 1,5 верстах от церкви, где в прошлом столетии по преданию явилась эта икона».

В начале XX века примерно в двух километрах от храма Рождества Христова по дороге в Аносин монастырь была возведена каменная часовня со святым колодцем, посвященная Грузинской иконе. По преданию именно на этом месте явился местночтимый образ Божией Матери, который священники несколько раз возвращали в Христорождественский храм, но он снова и снова чудесным образом оказывался в лесном овраге.

Пешая тропа в Аносино давно заросла, а место часовни оказалось на территории дома отдыха «Снегири». В 2011 году энтузиастами было найдены остатки колодца и фундамента Грузинской часовни. Поисковые работы велись краеведом Сергеем Мамаевым, работниками и учащимися православной школы «Рождество».

Часовня Грузинской иконы Божией Матери недалеко от с. Рождествено, примерно 1910 год. Фото с сайта «Утраченный Божий дом».

Антон Саков

© 2020 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх