Храм в Урюпино – история архиерейской панагии

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Дмитровское, Ильинское, Архангельское, Николо-Урюпино – эти соседние села в Красногорском городском округе носят церковные имена. Здесь сохранились замечательные церкви великомученика Димитрия Солунского, пророка Ильи, Архангела Михаила. В Николо-Урюпино находится старинный усадебный храм, освященный во имя святителя Николая Чудотворца. На его погосте уцелели надгробные камни бывших владельцев усадьбы князей Голицыных. Судьба знаменитого в советские и постсоветские годы церковного проповедника епископа Василия Родзянко связана с Никольским храмом и княжескими могилами. Он хранил и носил в качестве архиерейской панагии образок, принадлежавший владелице усадьбы Никольское-Урюпино Марии Сергеевне Голицыной.

Каменная Никольская церковь в Урюпине была построена в 1664-1665 годах попечением владельца села боярина Аникиты Ивановича Одоевского. В притворе храма сохранилась вмурованная в стену большая белокаменная закладная доска с резными буквами на церковно-славянском языке. Благодаря древнему тексту мы знаем дату постройки храма и имя строителя. К слову, эта закладная доска является единственной реликвией XVIIвека, уцелевшей в церкви. Старые иконы с ризами, иконостасы, хоругви, книги были уничтожены в советские годы.

До разорения 1930-х годов в Никольском храме особо почитали два образа, которые подарил приходу царь Алексей Михайлович – Смоленскую Божию Матерь и Спаса Нерукотворного. После возвращения церкви верующим в 1990-е годы в ней появились новые иконы. Главный храмовый образ – это икона святителя Николая Чудотворца. Есть в храме также небольшое деревянное распятие, привезенное с Афонской горы, в котором, по словам прихожан, вставлена часть подлинного креста Господня.

Никольский храм в Урюпино необычен по архитектуре. Центральная глава с куполом завершает основную часть храма, а четыре боковых главки находятся над приделами, каждый из которых представляет, по сути, небольшой отдельный храм. В церкви пять алтарей. Кроме главного Никольского устроены приделы в честь Казанской иконы Божией Матери, мученика Михаила Черниговского и боярина Федора, мучеников Фотия и Аникиты, преподобномученицы Евдокии. Строитель храма Аникита Одоевский выбрал именно этих святых, вероятно, потому, что они были небесными покровителями членов его семьи.

Известный проповедник епископ Василий Родзянко так вспоминал о церкви в Николо-Урюпино: «Очень симпатичный храм. Единственный храм такой архитектуры во всей Московской области. В Москве есть, конечно, такие храмы, но в Московской области он единственный». Справедливости ради, нужно сказать, что в Подмосковье все-таки есть подобный храм. Он находится в селе Марково Раменского района, где сейчас расположен скит московского Покровского монастыря. Оба храма, а также церковь в усадьбе Архангельское, построил один и тот же зодчий – крепостной мастер Павел Сидорович Потехин.

У епископа Василия Родзянко было много известных предков и родственников. Его дедушка Михаил Владимирович Родзянко возглавлял государственную думу третьего и четвертого созывов при Николае II, а затем стал одним из лидеров февральской революции 1917 года. Троюродный брат епископа Василия по материнской линии – это известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейендорф. Епископ Василий был в дальнем родстве с митрополитом Антонием Храповицким. Бабушка Анна Николаевна Родзянко, в девичестве Голицына, происходила из знаменитой княжеской семьи, которая владела усадьбой Никольское Урюпино.

В книге «Моя судьба» приводится рассказ епископа Василия – в миру Владимира – о его прабабушке Марии Сергеевне Голицыной, которая жила в подмосковном родовом поместье. Прабабушку будущий архиерей никогда не видел, но княгиня заочно повлияла на судьбу мальчика. За девятнадцать лет до рождения проповедника, Мария Сергеевна Голицына подарила внуку серебряную иконку Спасителя с надписью «Благословение бабушки княгини Марии Голицыной Владимиру Родзянко. 1896 год». Внук Владимир, к несчастью, скончался вскоре после крестин, и княгиня отдала образок другому внуку Михаилу, завещав ему назвать своего сына тоже Владимиром. Спустя девятнадцать лет у Михаила действительно родился сын, которого тот по завету бабушки нарек Владимиром, а позже отдал ему и семейную реликвию.

Революция и крушение империи определили судьбу Владимира Родзянко. В 1920-м году его семья бежала из России и поселилась в Югославии. За рубежом Родзянко посвятил жизнь церковному служению: стал священником, принял монашеский постриг с новым именем Василий и, наконец, был возведен в епископский сан. Он окормлял православных христиан в западной части США. Живя в Америке, епископ Василий однако не оставлял надежду проповедовать и своим соотечественникам. Когда в Советском Союзе священникам была запрещена любая религиозная проповедь вне храма, епископ Василий использовал для этого «вражеские» радиостанции, вещавшие на Советский Союз. Для многих верующих советского периода Василий Родзянко был церковным просветителем, стоящим в одном ряду с митрополитом Антонием Сурожским, протоиереем Александром Менем.

Став епископом в Америке, Василий Родзянко носил фамильную иконку Спасителя в качестве архиерейской панагии. Она сопровождала его во время частых перелетов в православные приходы в Лос-Анджелес, Сан-Диего, Финикс, Колорадо. Епископ Василий прожил долгую жизнь, и в 1990-х годах смог приехать в Россию. Он посетил Николо-Урюпино, где родились его отец и бабушка. Храм тогда только восстанавливался верующими, но на церковном погосте епископ нашел надгробие Марии Сергеевны Голицыной, панагию которой хранил всю жизнь. Правнук-епископ отслужил панихиду по давно ушедшей княгине Голицыной. Он вспоминал: «Конечно, это было по промыслу Божьему. Если бы ей тогда сказали, что эта маленькая иконка, которую она передала сначала внуку, а потом правнуку, спустя много лет окажется архиерейской панагией, она, вероятно, не поверила бы».