Ильинская церковь в Сергиевом Посаде

Истории святынь Подмосковья
3682
Добавить в Мои источники
Фото: [ Антон Саков / Подмосковье Сегодня ]

Ильинская церковь в бывшей Пушкарской слободе Сергиева Посада была построена в 1773 году и считается лучшей по архитектуре городской церковью стиля барокко. Начало истории Ильинского прихода связано с чудесным исцелением, которое было явлено через преподобного Дионисия Радонежского местному священнику Феодору. В период антицерковных гонений 1930-х годов Ильинская церковь оставалась единственной действующей в Загорске, вплоть до восстановления Троице-Сергиевой лавры в 1946 году. 

Церковь пушкарей и стрельцов

История возникновения Ильинского прихода в Сергиевом Посаде восходит к первой четверти XVIII столетия. После знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря поляками в 1608-1610 годах монастырское начальство решило учредить крепостной гарнизон стрельцов и пушкарей. До этого времени в обители, которая представляла собой первоклассную военную крепость, не было собственного оборонительного отряда.

Под строительство дворов стрельцов и пушкарей было отведено место за стенами обители с западной стороны, и, таким образом, возникли Пушкарская и Стрелецкие слободы в Сергиевом Посаде. Для жителей двух новых слобод был образован особый приход и построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом пророка Илии.

Одно из первых упоминаний этой церкви встречается в сказании троицкого келаря Симона Азарьина, и связано оно было с чудесным явлением преподобного Дионисия Радонежского. В 1650 году священник Казанской церкви Пушкарской слободы Феодор Мальцов, сильно заболев, находился при смерти, а под праздник великомученика Димитрия удостоился чудесного видения. В комнату, где лежал больной иерей, неожиданно вошел покойный троицкий архимандрит Дионисий в полном священническом облачении и в сопровождении незнакомого инока.

Преподобный Дионисий взял больного Феодора за руку и повел в Казанскую церковь. Там святой собственноручно поставил свечи перед иконами, и, встав у образа Святой Троицы, произнес: «Слава тебе, Господи, что церковь св. пророка Ильи устроилась!» Затем Дионисий велел Феодору тоже облечься в священные ризы и отслужить в церкви молебен Казанской иконе Божией Матери и пророку Илие. Когда видение закончилось, иерей Феодор оказался вновь в своей постели и почувствовал, что болезнь отступила.

Архимандрит Дионисий Радонежский еще при жизни желал устроить церковь во имя пророка Илии под монастырем, но не успел осуществить задуманного. Храм в Пушкарской слободе был возведен уже при его преемниках: архимандрите Андриане, келарях Авраамии Подлесове и Симоне Азарьине, который и записал со слов священника Феодора чудесную историю его исцеления.

Документальные свидетельства о первой деревянной церкви в Пушкарской (Стрелецкой) слободе относятся к 1640-м годам. В переписной книге 1646 года есть такая запись: «слобода Стрелецкая, а ней церковь во имя Пречистыя Богородицы Казанския, да придел во имя пророка Илии». В писцовой книге 1684 года есть краткое описание внешнего вида церкви: «Церковь Пресвятыя Богородицы Казанския, да в приделе пророка Божия Илии, вверх шатрова, а в церкви образы и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение». Церковь состояла как бы из двух частей: холодная Казанская церковь вплотную примыкала к теплой Ильинской.

Несохранившаяся Казанская церковь

В 1726 году Ильинский придел сильно обветшал: потолок и стены обвалились и угрожали обрушить примыкавшую к нему Казанскую церковь. С разрешения монастырского начальства вместо ветхих зданий были построены две новые отдельно стоящие деревянные церкви с прежними посвящениями: Казанской иконе и пророку Илие. 17 мая 1746 года в огне большого пожара, уничтожившего почти весь посад, эти церкви сгорели до основания. Причт и прихожане в короткий срок вновь отстроили оба храма: в 1749 году – был освящен новый (третий по счету) Ильинский, а в 1752 году – Казанский храм.

Деревянный Казанский храм 1752 года постройки оказался крепок и простоял еще два столетия. К сожалению, этот памятник русского деревянного зодчества XVIII  века утрачен: храм был разобран в конце 1950-х годов. Сохранилось описание Казанской церкви, сделанное иноком Арсением (Лобовиковым) в конце XIX столетия: «Построена из сосны в виде продолговатого четвероугольника, над восточною частию которого возвышается осьмиугольник, а на нем другой еще меньший с куполом осьмиугольник, завершающийся круглым фонарем, главою и крестом на полумесяце; западная же часть церковного здания, именующаяся трапезою, с плоским потолком и кровлею на два ската. С восточной стороны здания примыкает к нему пятиугольный алтарь, а с западной тесовая паперть».

Казанская (несохранившаяся) и Ильинская церкви. Фото из собрания музея архитектуры им. А. В. Щусева

В 1765-1773 годах примерно в двадцати метрах от деревянной Казанской церкви взамен старой Ильинской был возведен каменный храм Илии пророка с приделом святителя Димитрия Ростовского, сохранившийся до сего дня. Справочник «Памятники архитектуры Московской области» называл Ильинскую церковь лучшей среди городских церквей Сергиева Посада барочного стиля: удачны пропорции здания, композиция, рисунок наличников окон и порталов.

Ильинский приход в XIX столетии. Иконописцы Малышевы

Большую роль в украшении Казанского и Ильинского храмов сыграл художник-иконописец Иван Матвеевич Малышев, исполнявший должность церковного старосты в течение тридцати лет с 1848 по 1880 годы. Он написал многие иконы для церкви, в том числе для иконостасов, его кисти принадлежит настенная живопись Ильинского храма. За честность и глубокую религиозность Малышев пользовался большим уважением в посаде и в лавре.

Иван Матвеевич Малышев происходил из семьи штатных служителей монастыря. Художественное образование он получил в Троице-Сергиевой лавре под личным руководством наместника архимандрита Афанасия, который сам был хорошим иконописцем. Следующий наместник архимандрит Антоний устроил для занятий иконописью Малышева удобное помещение в третьем этаже западного Казначейского корпуса монастыря. В 1859 году Малышев был удостоен звания художника от Императорской академии художеств, а два года спустя царь Александр II пожаловал ему медаль для ношения на Анненской ленте с надписью «за усердие». В 1877 году Малышев перенес свою иконописную мастерскую из стен Лавры на посад в один из своих домов. Иван Матвеевич скончался в 1880 году и был погребен на погосте Казанской церкви.

Благородное дело отца продолжил сын Константин Иванович Малышев. После кончины Ивана Матвеевича он возглавил семейную иконописную мастерскую и принял обязанности старосты Ильинского храма, которые исполнял в течение тридцати двух лет. В 1890-х годах артель Константина Малышева занималась обновлением настенной живописи храма, был выложен пол из керамической плитки. В 1884 году им был написан иконостас для несохранившейся Казанской церкви.

В украшении церкви принимали участие и другие жертвователи. В 1876-1878 годах на средства купца Федора Васильевича Каптелина была расширена трапезная Ильинской церкви и устроен новый придел в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1881-1884 годах на деньги его родственника Петра Сергеевича Каптелина была устроена каменная ограда церкви. Среди ильинских меценатов были также купцы Овчинниковы, Пикуновы, Прохоровы и другие.

Предтеча возрождения Троице-Сергиевой лавры

После революции 1917 года Ильинской церкви выпал неожиданный жребий стать хранителем непрерывной молитвенной традиции старой Лавры в годы гонений. Троице-Сергиев монастырь был закрыт одним из первых в 1920 году, а монахам было предложено проводить службы в Пятницкой и Введенской церквях на Подоле. Однако в начале 1930-х годов были закрыты и эти две церкви, как и все остальные городские церкви Загорска, кроме одной – Ильинской. Этот храм стал последним пристанищем для верующих города вплоть до 1946 года.

Надежда на то, что власти позволят вновь открыть Троице-Сергиеву лавру, стала сильней во время Великой Отечественной войны. В июне 1943 года будущий преподаватель Духовной академии Сергей Волков сделал такую запись в дневнике: «Говорят, что в 6 ч. Вечера в Ильинской церкви будет молебствие о победе и крестный ход. <…> Некоторые высказывали предположение, что крестный ход будет в Лавру и молебен состоится в Успенском соборе. Но этого не может быть. Собор в таком виде, что там никакое богослужение невозможно…»

В феврале 1945 года в Ильинском храме начались реставрационные работы. Параллельно шла подготовка к открытию Троице-Сергиевой лавры. В сентябре того же года почетным настоятелем в Ильинскую церковь был назначен отец Гурий (Егоров). Протодиакон Сергий Боскин вспоминал, как торжественно прошло осеннее празднование памяти Сергия Радонежского в 1945 году в Ильинской церкви. Литургию совершил митрополит Николай в сослужении многих священников. Во время проповеди он сказал во всеуслышание: «Следующее летнее празднование преподобному мы будем совершать в стенах Троицкой обители у святых мощей преподобного Сергия».

Для первых богослужений в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры на Пасху 1946 года Ильинский храм поделился богослужебными книгами, аналоями, подсвечниками и прочей утварью. В первых службах участвовали регент и хор Ильинской церкви, а ее почетный настоятель о. Гурий (Егоров) стал первым наместником Лавры после ее открытия.

Автор:
вверх