Казанская церковь в Иванцево

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

История Казанской церкви в деревне Иванцево Талдомского городского округа неразрывно связана с соседним селом Веретьево, где до 2012 года находился известный памятник подмосковного деревянного зодчества – храм великомученика Георгия Победоносца. Георгиевская церковь в Веретьево была построена в 1778 году, сохраняя в своем облике черты церковных построек более ранней допетровской эпохи. К середине XIXвека кладбищенская церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому в 1858 году по инициативе жителей села Стариково был возведен новый приходской храм. Главный престол каменной церкви получил посвящение в честь Казанской иконы Божией Матери, а его приделы – во имя великомученика Георгия и святителя Николая Чудотворца.

Село Куточ (Кутач, Веретьево, Веретня) на реке Дубне являлось старинной вотчиной Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова. В писцовых книгах 1627 года среди вотчин этой обители упоминается «погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус, двери царские, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение мирское…»

Точная дата появления Борисоглебского монастыря неизвестна, но по одной из версий, начало его существования может относиться ко второй половине XIIвека: времени основания подмосковного города Дмитрова. По преданию, в 1154 году великий князь Юрий Долгорукий ехал из Киева в Ростов со всей семьей, слугами и соратниками. Во время переправы через реку Яхрому на месте, где тогда находилось селение Великое Полюдье, супруга князя родила сына. Новорожденного назвали Всеволодом, в крещении – Дмитрием. В память о рождения сына Юрий Долгорукий велел заложить на месте Великого Полюдья город и дал ему имя Дмитров.

Кроме Всеволода-Дмитрия у князя Юрия Долгорукого было еще 10 сыновей от двух жен: Ростислав, Андрей, Иван, Василий, Михаил, Мстислав, Ярослав, Святослав, Борис и Глеб. Дореволюционный автор исторического очерка о Борисоглебском монастыре Н. Былов предполагал, что, основав в честь сына Всеволода-Дмитрия город на реке Яхроме, князь также заложил на его восточной окраине обитель в честь небесных покровителей двух других сыновей – Бориса и Глеба.

В XVIIстолетии некоторые из старцев Борисоглебской обители жили не в самом монастыре или его слободке, а в вотчинных владениях. В частности, в документах 1699 года отмечено, что некий старец Симеон из Борисоглебского монастыря жил как раз в селе Кутач – нынешнем Веретьево. Вотчинные владения Дмитровской обители были закреплены после Смутного времени жалованной грамотой царя Михаила Федоровича в 1623 году. В их числе было «в Кутаче сельцо Веретье на реке Дубне с деревнями». К монастырскому селу Веретьево примыкали деревни Иванцево, Стариково и некоторые другие.

В 1764 году Борисоглебская обитель Дмитрова, как и большинство русских монастырей, была лишена Екатериной IIвсех вотчин. С этого времени начинается новая страница истории прихода села Кутач (Веретьево). В 1778 году, через 14 лет после секуляризации монастырских земель, в Веретьево была построена новая деревянная церковь святого великомученика Георгия Победоносца, сохранявшаяся здесь вплоть до пожара 2012 года. Это был один из лучших памятников деревянного зодчества севера Подмосковья. В справочнике 1975 года «Памятники архитектуры Московской области» дано такое описание утраченной церкви: «Рубленное, обшитое тесом здание на подклете состоит из основного объема типа «восьмерик на четверике», пятистенной апсиды и трапезной… Некогда с северной и западной сторон к храму примыкали галереи…»

Описание Веретьевской церкви Георгия Победоносца осталось еще в одной книге 1970-х годов: «Солнечные узоры. Деревянное народное зодчество Подмосковья» Б.Зайцева и П. Пинчукова. Вот как авторы книги передавали свои впечатления от церкви в Веретьево: «На крутом холме, окруженный торжественным кольцом высоких деревьев, стоял бревенчатый колосс. Что-то было недосказанное в облике церкви. Могучий сруб на высоком подклете и маленькая несоразмерная главка с красивым крестом кузнечной работы…Но отчего непропорционален верх храма? Не шатер ли венчал его поначалу? Если это так, то перед нами уникальнейший памятник. Представьте себе, вдруг в Подмосковье обнаружена родная сестра Дмитровской церкви, что на Верхней Уфтюге!»

В 1978 году, когда Зайцев и Пинчуков посетили Георгиевскую церковь, храм уже не действовал, пол был обрушен в подклет, но в целом здание находилось в удовлетворительном состоянии. На восточной стене храма сохранялись остатки каркасного иконостаса со следами позолоты, правда, уже без самих икон. Советские искусствоведы полагали, что веретьевская церковь достойна перевозки в музей подмосковного зодчества, который планировалось создать в Истре у стен Новоиерусалимского монастыря. Церковь сохраняла редчайшие детали: обрамления окон и дверей с коваными навесами и жиковинами, дверные полотнища. Храм строился в конце XVIIIвека, когда в России наметился спад традиционного плотницкого искусства. Как и наиболее значимый памятник из этого ряда – Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм в Торжке – строили церковь в Веретьево украинские мастера.

В упомянутой книге «Солнечные узоры» 1978 года авторы высоко оценивали деревянный Георгиевский храм, но при этом сильно занижали возраст и архитектурную ценность соседней кирпичной церкви Казанской иконы Божией Матери (в деревне Иванцево). Вот что они писали: «Соседнее с Веретьевом село Стариково [церковь стоит на границе Иванцево и Стариково] еще сохраняет свой старый облик. В живописный вид села с избами, крытыми дранкой, неприятно вторглась уродливая церковь, построенная перед первой империалистической войной».

На самом деле Казанская церковь была построена значительно раньше Первой мировой войны. В 1846 году староста Иеремия Петров и священник Георгиевской церкви села Веретьево Иван Любимов обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету с прошением о постройке вместо холодной и тесной деревянной церкви нового просторного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1858 году храм был построен на новом месте: в Стариково, ныне на территории деревни Иванцево. Старый деревянный Георгиевский храм на кладбище разбирать не стали и, таким образом, оба памятника сохранялись весь XXвек.

Каменную церковь Казанской иконы Божией Матери закрыли в 1940-х годах. В 1937 году двое священников этого храма были осуждены по ложному обвинению и расстреляны на полигоне в Бутово. В 2000 году священники Афанасий Докукин и Федор Дорофеев причислены к лику Новомучеников и Исповедников Российских. После войны храм был заброшен и медленно превращался в руины. В 1970 году обрушилась крыша трапезной части, а в 2001 – обвалился главный купол. К счастью, в истории храма в Иванцево наступило время возрождения. Совсем недавно была окончена реставрация святыни. После пожара 2012 года, в котором сгорел старинный деревянный храм в Веретьево, Казанская церковь осталась единственной преемницей древнего Кутачского прихода.