Казанская церковь в Киясово

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Пятиглавая Казанская церковь XVIII века села Киясово в Ступинском районе хорошо видна с трассы «Дон». В 1770-е годы Киясовскую волость приобрела Екатерина II, а управляющим стал знаменитый агроном и популяризатор картофеля в России Андрей Тимофеевич Болотов – потомок каширских дворян. Правнуки управляющего Киясовым принесли иные плоды – духовные. Художник Дмитрий Михайлович Болотов стал монахом Оптиной пустыни Даниилом. Он написал знаменитый портрет старца Амвросия Оптинского и икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Почитаемая в лике тульских святых схиигуменья София (Болотова) стала первой начальницей женской обители в Шамордино.

Популяризатор картофеля в Киясово

Легенда гласит, что в Киясове останавливалась императрица Екатерина II по пути из Москвы в южные губернии. Здесь она получила исцеление больных ног от воды источника и велела украсить местную Казанскую церковь. Восточное название Киясово напоминает, что Каширская дорога вела на юг к «Дикому полю», которое начиналось за Окой. Немало других тюркских названий можно встретить по этому пути: Татариново, Сайгатово, Узуново; а на гербе Каширы красуется казанский дракон-зилант, в память о том, что при великом князе Василии IIIподмосковным городом управлял бывший казанский хан Абдул-Латиф.

Посещение Екатериной Киясова не подтверждается документами, однако село действительно принадлежало дворцовому ведомству в годы правления императрицы. Князь С.В. Гагарин в 1774 году решил выкупить Киясово и ряд окрестных деревень у помещицы А.Ф. Белосельской. На должность управляющего дворцовой Киясовской волостью Гагарин взял агронома и просветителя Андрея Тимофеевича Болотова. Благодаря просветительским трудам Болотова в России стали употреблять в пищу картофель и помидоры. Картофель был известен в стране еще с петровских времен, но народ долго отказывался выращивать и есть неведомый овощ. Помидоры и вовсе считались ядовитыми плодами. Знатные особы ставили помидоры в горшки как декоративные растения. Болотов написал книги по агрономии, сельскому хозяйству, описал сорта яблок и груш, вел метеорологические наблюдения и интересовался педагогикой. Большой интерес представляют его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». В третьей части воспоминаний он посвящает двадцать глав-писем пребыванию в Киясове.

Киясово находилось относительно недалеко от личного имения Андрея Тимофеевича Болотова – села Дворянинова Тульской губернии. Предки Болотова были выходцами из Каширы, которая в те времена относилась к Тульской губернии. В Кашире помнят о происхождении А.Т. Болотова и о нескольких визитах в подмосковный город. Недалеко от краеведческого музея и Успенского собора установлена мемориальная доска, посвященная А.Т. Болотову. Ее повесили на стене детского экологического центра.

Казанская церковь в Киясове была возведена в начале XVIIIвека, поэтому ко времени приезда в село А.Т. Болотова храм уже стоял. «Пошли мы осматривать каменную церковь на площади пред домом, и между им и самим селом стоящую. Сию нашли мы в состоянии довольно хорошем и не требующем никакой поправки», – кратко записал Болотов. В Киясове Андрей Тимофеевич готовил к изданию «Детскую философию». Однажды он решил прочитать главы из сочинения у себя в кабинете в кругу друзей и соседей. Эта лекция настолько понравилась киясовскому священнику, что отец Никита стал посещать и другие чтения и беседы в доме Болотова. «Итак, были у нас по вечерам действительно маленькие лекции, и по важности разговоров наших с отцом Никитою можно было назвать их прямо философическими», – вспоминал Андрей Тимофеевич.

Семья иноков Болотовых

Почти все правнуки Андрея Тимофеевича Болотова избрали иноческий путь, многие связали жизнь с Оптиной пустынью и Шамординской обителью. Правнучка Мария Михайловна Болотова в 1877 году поступила в Аносин Борисоглебский монастырь в Подмосковье, приняла монашеский постриг с именем Макария. В 1892 году она перешла в Шамордино. Ее брат Евгений Михайлович Болотов стал иноком Свято-Троицкого Лютикова монастыря. Сестра Елена Михайловна Болотова вышла замуж за тульского дворянина, но две ее дочери Марфа и Мария стали монахинями в Шамордино. Они пострадали за веру в 1930-е годы.

Еще один член этой семьи Дмитрий Михайлович Болотов был талантливым художником, обучался в Петербургской академии художеств, писал портреты. Познакомившись со старцем Амвросием Гренковым, избрал иночество. В 1887 году он поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни, а спустя несколько лет принял постриг с именем Даниил. В монастыре он продолжал заниматься живописью: расписывал Владимирский храм монастыря и братскую трапезную, писал портреты старцев, монахов и духовенства, увлекся фотографией. Известное изображение старца Амвросия Оптинского «на подушечках» принадлежит кисти иеромонаха Даниила. Считается, что икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была также написана Даниилом Болотовым по просьбе старца Амвросия.

Среди потомков агронома-просветителя А.Т. Болотова больше других прославилась София Михайловна Болотова – схимонахиня София Шамординская. Она была женой дворянина Янькова, но семейная жизнь продлилась недолго. Через год и два месяца супруг скончался, оставив Софию Михайловну с маленькой дочерью. Через три года вдова Янькова узнала от тульских богомолок об оптинском старце Амвросии. Она поехала к нему, желая взять благословение на монашество, но тот, напротив, повелел ей выйти замуж во второй раз за козельского помещика Астафьева. После кончины последнего София Болотова приняла постриг и возглавила женскую общину в Шамордино – будущую Казанскую Амвросиевскую пустынь. В 1987 году правнучка А.Т. Болотова и духовная дочь старца Амвросия Оптинского была прославлена в лике святых.