Казанская церковь в Тарасково

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

В районной газете 1980-х годов дореволюционное Тарасково Каширского уезда описывалось так: «Низкие крестьянские избы, крытые в основном соломою. Грязные кривые дороги, по которым с трудом тянули телеги убогие лошаденки. Церковь да барский дом. Так выглядело старинное русское село Тарасково». С тех пор многое изменилось в жизни села, но неизменно стоят здесь старинный барский дом и Казанская церковь. Храм в Тарасково подкупает простотой своей архитектуры и выгодным расположением на крутом берегу Оки. Тарасково известно связью с семьей великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В начале XX столетия усадьбой владели родители жены его младшего сына Михаила. Здесь же родился внук классика – Сергей Михайлович Толстой.

Окрестности Казанского храма в Тарасково, описаны в справочнике1895 года «Приходы и церкви Тульской епархии» необычно поэтичным для подобной книги языком: «Местоположение села представляет живописную картину с одной стороны прекрасной луговой равнины, орошаемой рекой Окой, с другой – непрерывной полосы хвойных (сосновых и еловых) лесов на пространстве тридцативерстного расстояния от Серпухова до Каширы. Отсюда же открывается вид на крутой, обрывистый выступ холмистой местности г. Каширы, на котором отчетливо вырисовываются, при ясной лазури неба, красивые формой купола и шпили храмов древнего города».

История появления прихода в селе Тарасково Каширского уезда Тульской губернии (после 1929 года – Московской области) документально неизвестна. Устное предание относит постройку тогда еще деревянной Казанской церкви к концу XVIIвека. Подтверждением этой легенды служили две старинные реликвии, хранившиеся в церкви Тарасково до революции: богослужебное Евангелие 1677 года и книги Триоди (постная и цветная) 1699 года.

Сохранившийся каменный храм Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила был построен в 1780 году на средства владельца села, надворного советника Николая Дмитриевича Колтовского. Когда-то храм имел крестообразную форму, но в 1884 году его трапезная часть была расширена и, тем самым, была нарушена изначальная симметрия плана. После закрытия церкви в советский период были полностью утрачены колокольня и трапезная с приделом и, таким образом, уцелел лишь основной объем церкви. Искусствоведы называют архитектуру храма близкой стилю барокко с элементами классицизма, однако сегодня мы видим скромный, почти лишенный украшений кубической формы храм, своды которого венчает одна небольшая главка.

Упоминавшийся храмоздатель Н.Д. Колтовский принадлежал к старинному дворянскому роду тульских и рязанских землевладельцев. Первыми известными по документам хозяевами Тарасково были Д.Ф. и С.И. Колтовские (1624 г.), которые вели свою родословную от дворянина Глебова, пожалованного еще в XVвеке царем Иваном Грозным Колтовской волостью вблизи Каширы. От названия волости и получили фамилию потомки Глебова. Николай Дмитриевич Колтовский владел Тарасково в конце XVIIIстолетия вместе со своим братом Федором. После смерти капитана Федора Дмитриевича Колтовского село досталось по наследству его внуку В.М. Бобарыкину.

Во 1870-е годы Бобарыкины продали усадьбу Тарасково действительному статскому советнику, уездному предводителю дворянства Владимиру Петровичу Глебову – однофамильцу древних владельцев Колтовской волости. У Владимира Петровича и его супруги Софии Николаевны (в девичестве Трубецкой) было восемь детей. Старшая дочь Александра 31 января 1901 года вышла замуж за младшего сына писателя Льва Николаевича Толстого – Михаила. С этого времени и вплоть до 1917 года Тарасково стало тесно связанным с фамилией русского классика. Здесь в 1911 году родился сын Михаила и Александры Толстых – Сергей. Впоследствии внук писателя станет врачом, в 1990-е годы издаст книги о своей семье «Толстой и Толстые. Очерки из истории рода» и «Дети Толстого». С усадьбой в Тарасково связано также детство двоюродного брата Сергея Михайловича Толстого – советского актера Петра Петровича Глебова. Он известен ролью Григория Мелехова в фильме 1958 года «Тихий Дон».

В начале XXвека Глебовы построили вблизи старой Казанской церкви новый двухэтажный усадебный дом в стиле раннего модерна. Особняк был украшен причудливыми башенками, делавшими его похожим на небольшой средневековый замок. Его видел архимандрит Геронтий (Кургановский), совершивший поездку в Каширу примерно в это же время: «По пути много встречалось красивых помещичьих усадеб…с. Тарасково с чудным домом-дворцом помещика Глебова…» Этот дом сохранился до нашего времени и в последние годы даже был частично отреставрирован. По мнению искусствоведа Ф.В. Разумовского, главный дом усадьбы и церковь дополняют друг друга: именно в контрасте с таким вычурным особняком можно более остро почувствовать своеобразие простой и лаконичной Казанской церкви. В 1911 году М.Л. Толстой, В.П. и С.Н. Глебовы стали активными членами Тульского отдела «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины», но по иронии родовая усадьба и церковь этих ревнителей старины многие десятилетия XXвека были заброшены.

Лев Николаевич Толстой никогда не бывал в Тарасково под Каширой, хотя поддерживал дружеские отношения и переписывался с невесткой Александрой Владимировной, которую в семье называли Линой, и ее матерью Софьей Николаевной Глебовой. В то же время сохранились свидетельства, что брак и образ жизни младшего сына не вызывал у Толстого большой радости. В одном из писем Лев Николаевич отмечал: «Свадьба (Миши) будет 31-го. Смотрю на них, на всю их глупость молодую и стараюсь вспоминать свою глупую молодость, чтобы не осуждать их». В другом письме классик высказывался еще резче: «Завтра Мишина свадьба – глупая, грешная, пышная свадьба». Венчание и торжество по всем правилам великосветской свадьбы совершались в Москве в присутствии великого князя Сергея Александровича.

Роскошная усадьба с впечатляющим видом на долину Оки в Тарасково, по мнению Ф. В. Разумовского, стала метафорой легкомысленного жилища пресыщенного класса высших сословий в пьесе Л.Н. Толстого «И свет во тьме светит». В авторской ремарке из пьесы почти буквально воспроизведена обстановка усадьбы Тарасково: «Сцена представляет крытую террасу в деревне в богатом доме. Перед террасой цветники, lawn-tennis и крокет-граунд. На крокете играют дети с гувернанткой». В этом смысле аскетичная по своему облику церковь Казанской иконы Божией Матери выступает контрастом к усадебным постройкам, невольно воплощая идеи Толстого об умеренности и «опрощении».